Военно-морские силы России и СССР Справочные сведения и статьи о флоте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   СЕКЦИЯ   ЛЮБИТЕЛЕЙ   ИСТОРИИ   ФЛОТА
"БРИЗ - СПб"



Подготовку материала для печати выполнил Печуконис Н. И.
Использовались авторские переводы Виталия Полуяна

Статья была опубликована в сборнике "Бриз" # 2 в июле 1995 года



ФРАНЦУЗСКИЕ ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ В 1910-1968 ГОДАХ


Часть первая


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Вернуться на страницу: Предисловие -- ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ФРАНЦУЗСКИХ ДРЕДНОУТОВ - БРОНЕНОСЦЫ ТИПА "DANTON"
Перейти на страницу: Часть 2 - ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "BRETAGNE"


Часть первая

ПЕРВЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ДРЕДНОУТЫ -
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "COURBET"


ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В рамках программы 1906 года, предусматривавшей до 1919 года построить 16 броненосцев, Верховный Морской совет (Conseil Superieur de la Marine) (*), установил во время своего собрания в октябре 1907 года, характеристики кораблей, постройку которых рассчитывали начать в 1909 и 1910 годах. Именно эти тактико-технические задания послужили отправной точкой для при создании проекта линейного корабля, позже получившего обозначение "Проект А". Фактически эти задания представляли улучшенный "Danton" и имели следующий вид:
. ПРИМЕЧАНИЕ
  *
-- Верховный Морской совет (Conseil Superieur de la Marine) - один из основных органов административного управления флотом. Совет учережден 5 декабря 1889 года. В состав Совета входили морской министр (Председатель совета) и восемь постоянных членов Совета (вице-адмиралы, занимающие высшие должности в морском ведомстве, а также командующие эскадр).
- Водоизмещение не более 21.000 тонн;
- Главный калибр из четырех 305-мм орудий в двух спаренных башнях, расположенных в оконечностях в диаметрали корабля (боезапас 100 выстрелов на орудие);
- Промежуточный калибр из двенадцати 240-мм орудий в шести спаренных башнях по бортам (боевой запас 150 выстрелов на орудие);
- Противоминный калибр из восемнадцати 100-мм орудий в казематах за 100-мм броней (боезапас 400 выстрелов на орудие);
- Малокалиберная артиллерия - двенадцать 47-мм пушек на одиночных лафетах (боезапас 450 выстрелов на орудие);
- Торпедное вооружение - четыре торпедных трубы;
- Броневая защита должна быть идентична "Danton", но с упразднением внутренней противоторпедной защиты. Обязательно наличие противоторпедных сетей "Bullivant";
- Механизмы - исключительно турбины;
- Расчетная скорость - не менее 20 узлов;
- Запас топлива 900 тонн + 1800 тонн (в полном грузу) угля; При обсуждении заданий Морской совет выразил пожелание, чтобы один из броненосцев имел на борту в качестве эксперимента мазутное топливо.
15 ноября 1907 года Морской министр Г. Томсон (Gaston Thomson) потребовал от технического отдела подготовить проект корабля, соответствующий вышеуказанным окончательным условиям Морского совета и, кроме того, добавлял: "В то же время, в качестве варианта, необходимо выяснить возможность применения единого калибра - 305, 274 или 240 мм - на одном корабле, имеющем при этом указанные выше характеристики (иное кроме главного калибра вооружение, скорость, защита, дальность плавания, водоизмещение и т.п.), и отличающегося от них только главным калибром".
Этот документ представляет событие большой важности для французского флота, ибо впервые в руководящих кругах военного флота Франции рассматривалась возможность постройки линейного корабля типа "Dreadnought".


ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ

Эскизная разработка первого французского проекта дредноута, названного "Проектом "А", составленная на основе указаний Морского совета, была выполнена Техническим отделом (Section technique) и представлена к рассмотрению 9 декабря 1907 года, а затем принята на совещании начальников служб 25 января 1908 года. Характеристики проекта были сообщены начальникам военно-морских верфей (арсеналов) для привлечения к работам по детальной разработке индивидуальных проектов корабельных конструкторов и инженеров. Однако 1 февраля 1908 года морской министр отложил это решение на неопределенный срок. 15 февраля Технический отдел обсудила предварительный проект нового корабля. По результатам этого собрания морской министр дал указание Технической секции рассмотреть возможность реализации в новом проекте решений Морского совета.
Только 10 июля 1908 года главный конструктор флота Дюпуи де Ломе (L'ingenieur general Dupui de Lhomme) в своей технической записке представил на рассмотрение два варианта детально разработанного предварительного проекта, которые соответствовали пожеланиям, высказанным Морским советом и морским министром.
Основным отличием в этих вариантах были состав и размещение артиллерии главной артиллерии, причем последнее вызвало наибольшее количество замечаний Технического отдела.


ВАРИАНТ "А"

Вариант "А" предусматривал кроме главной артиллерии наличие промежуточного калибра - спаренных 240-мм орудийных башен, которые помимо известных для любого промежуточного калибра недостатков, в данном проекте мешали размещению в центральном каземате двенадцати 100-мм противоминных орудий. Еще шесть 100-мм орудий, образующих две батареи, с возможностью стрельбы прямо в корму, предполагалось разместить на главной палубе во втором каземате, устроенном вокруг 305-мм барбета главного калибра.
Проект предусматривал броневой пояс по ватерлинии толщиной 250 (+20-мм обшивка) в средней части корабля. В оконечностях толщина пояса уменьшалась. Верхняя кромка пояса возвышалась над ватерлинией на 2,45 м (толщина плит по верхней кромке предусматривалась в 220 мм). Нижняя кромка плит опускалась на 1,65 м.
Главная силовая установка, состоящая из паровых турбин, по расчетам могла обеспечить кораблю оговоренную в задании скорость 20 узлов. Запас топлива при нормальной нагрузке предполагался в 900 тонн, в полном грузу - 2700 тонн. Выполняя пожелания Морского совета в проекте предусмотрели возможность замены 300 тонн угля на такое же количество жидкого топлива (мазута).


ВАРИАНТ "B"

Как уже говорилось, основным отличием проектов стала артиллерия. Вариант "В" предполагал только крупную артиллерию и полный отказ от промежуточного калибра. Кроме того, конструкторы предложили отказаться от классического шестиугольного расположения башен крупной артиллерии, разместив при этом по две башни в оконечностях линейно-возвышенно и еще две башни побортно в средней части. Это решение, однако, имело свои недостатки, основным из которых, как предполагалось, было перетяжеление оконечностей, особенно носовой части, но как выяснилось позднее, эта проблема не была настолько серьезной и могла быть решена в рабочем порядке. В отличие от проекта "А" предполагалось ограничиться только одним, центральным казематом для противоминной артиллерии.
Имелись отличия и в торпедном вооружении, точнее говоря - в размещении торпедных труб. Если проект "А" предусматривал все четыре 450-мм аппарата в одном помещении, то в проекте "В" такое же количество торпедных труб было распределено на два помещения.
Вертикальная защита не отличалась от аналогичной проекта "А", за исключением того, что плиты пояса возвышалась на 10 мм ниже (2,35 м от ватерлинии) при той же глубине погружения нижней кромки. Некоторые отличия имелись в размещении горизонтального бронирования - наличие только одного каземата противоминной артиллерии, а также желание облегчить оконечности, дало основание конструкторам уменьшить толщину верхней палубы до 30 мм, разместив ее к тому же только в пределах каземата. Толщина и размещение нижней броневой палубы остались такими же. Защита артиллерии отличалась только тем, что стороны барбетов башен главного калибра внутри каземата несколько утончались.
Механическая установка не должна была отличаться от варианта "А".
Оба проекта предусматривали применение противоторпедных сетей Bullivant'а.

Технические характеристики проектов

.Проект "A"Проект "B"
Размерения и скорость
Водоизмещение, тонн
Длина, метров
Ширина, метров
Осадка, метров
Энергетическая установка
Скорость проектная
21 000
160,0
26,34
8,60
турбины
20 узлов
23 200
151,0
26,60
8,77
турбины
20 узлов
Вооружение (в скобках приводится боевой запас на ствол)
Главный калибр
Промежуточный калибр
Противоминный калибр
Мелкокалиберная артиллерия
Торпедные аппараты
2 х 2 - 305-мм (100)
6 х 2 - 240-мм (150)
18 - 100-мм (350)
12 - 47-мм (450)
4 - 450-мм
6 х 2 - 305-мм (100)
-
18 - 100-мм (350)
12 - 47-мм (450)
4 - 450-мм
Броневая защита
Главный пояс
в средней части корабля
Верхняя броневая палуба
Нижняя броневая палуба
Защита главного калибра
Защита среднего калибра
Казематы ПМК

250 + 20
48
45-70
270-290
180-220
100

250 + 20
30
45-70
270-290
-
100
Во французском флоте применяется обозначение палуб, отличающееся от таковых в других флотах, например верхняя броневая палуба соответствует главной палубе в английском флоте, нижняя броневая палуба в английском флоте называется нижней и т.п.


При рассмотрении проектов явное предпочтение было отдано варианту "В", однако было высказано сомнение в достаточности толщины бронирования центрального каземата, которую предложили увеличить от 100 до 150 мм. Величину противоминного калибра также признали недостаточной, предложив увеличить ее до 138,6 мм.
В результате рассмотрения Морской совет потребовал изменить проект сообразно указанным предложениям (во избежание путаницы улучшенный "Проект В" в дальнейшем будет нами обозначаться как "В.1", хотя официально это обозначение ему не присваивалось).
В августе 1908 года характеристики проектов "А" и "В.1" по приказу морского министра были сообщены для обсуждения всем адмиралам и командующим эскадрами. Абсолютное большинство из них отдали предпочтение проекту "В.1", но высказались против высокого расположения носовой возвышенной башни главного калибра (высота оси орудий башни от ватерлинии 13 м, при высоте палубы боевой рубки 15 м). Некоторые из адмиралов высказались за увеличение количества противоминных орудий, при этом настаивая на калибре 138,6 мм. Все мнения адмиралов были обобщены и представлены в Технический отдел в виде справки.


ВАРИАНТ "С"

Одновременно с разработкой проектов "А" и "В" велась работа и в другом направлении. Еще в октябре 1907 года Генеральный морской штаб (Etat-major general) составил техническую записку для Морского совета, в которой рекомендовал разработать и применить на новых линкорах трех- и даже четырехорудийные башенные установки. По мнению Генморштаба это позволило бы выгодно решить проблему размещения большого количества крупнокалиберных орудий. Особенно перспективным Генморштаб считал совмещение на кораблях в оконечностях трех- и двухорудийных башен (из них двухорудийные башни находились бы возвышено по отношению к трехорудийным).
Техническая секция посчитала эти предложения вполне резонными и, желая удовлетворить требования Генморштаба, без специального распоряжения разработала проект линкора, включающий двенадцать 305-мм орудий и восемнадцать 138,6-мм орудий. Проект получил обозначение "Проект С". Размещение башен главного калибра позволяло иметь бортовой залп из десяти орудий - также как и проект "В.1". Однако иное расположение башен (одна трехорудийная в носу, по одной трех- и двухорудийной в корме и две двухорудийные побортно) позволило сильно облегчить носовую оконечность, так единственная, размещенная там башня, была сильно отодвинута от форштевня и, к тому же, это позволило опустить ниже боевую рубку. Все это снизило водоизмещение корабля примерно на 1000 тонн.
Другим мероприятием, облегчившим оконечности и снизившим водоизмещение было новое (сравнивая с проектами "А", "В" и "В.1") уменьшение толщины верхней броневой палубы до 12 мм. Как и в проектах "В" и "В.1" она предусматривалась только внутри каземата. Вертикальное бронирование ничем не отличалось от предыдущих проектов, только верхняя кромка плит пояса имела толщина 200 мм. Пояс прикрывал часть борта по высоте от 2,35 выше ватерлинии до глубины 1,65 м ниже ватерлинии. Важной особенностью проекта было усиление брони каземата до 180 мм. Как и прежде, были сохранены противоторпедные сети "Bullivant".
Силовая установка была такой же как и на предшествующих проектах, включая величины запасов топлива.

Тактико-технические характеристики проекта "С"

Размерения и скорость
Водоизмещение, тонн
Длина, метров
Ширина, метров
Осадка, метров
Энергетическая установка
Скорость проектная
22 000
159,0
26,60
8,70
турбины
20 узлов
Вооружение (в скобках приводится боевой запас на ствол)
Главный калибр
Противоминный калибр
Мелкокалиберная артиллерия
Торпедные аппараты
3 х 2 и 2 х 3 - 305-мм (100)
18 - 138,6-мм (350)
12 - 47-мм (450)
4 подводных
Броневая защита
Главный пояс в средней части корабля
Верхняя броневая палуба
Нижняя броневая палуба
Защита главного калибра
Защита среднего калибра
Казематы ПМК
250 + 20
12
45 - 70
270 - 290
180 - 220
180


24 декабря 1908 года все три предварительных проекта ("А", "В.1" и "С") были представлены на рассмотрение Морскому совету. Сразу определилось, что проект "А" явно хуже двух других. Адмиралы признавали, что "теперь не может оспариваться важность единого калибра и его размещения для наибольшего сосредоточения огня". Оставалось сделать выбор между проектами "В.1" и "С", и совет явно склонялся в пользу последнего, который "объединяет все преимущества, необходимые современному броненосцу: мощное и однородное наступательное вооружение, позволяющее кораблю участвовать в сражении на большой дистанции, оборонительное вооружение, а также достаточно надежную защиту". Применение в проекте двух строенных башен в оконечностях позволило при одинаковых характеристиках устранить одну носовую башню, что явно уменьшило силуэт и улучшило морские качества. С другой стороны проект "С" по общему мнению имел более удачное расположение противоминной артиллерии (к тому же еще более крупной по калибру) в центральном каземате.
Тем не менее, существовало очень важное по мнению адмиралов обстоятельство, говорящее против строенных башен. В случае повреждения таковой или прямого попадания вражеского снаряда из строя выходили сразу три орудия, то есть 30 % бортового залпа. Аналогичный случай при двухорудийном варианте допускает только 20 %. Разница, казалось бы, небольшая, но опыт будущей войны показал, насколько часто снаряды неприятеля поражали именно орудийные башни; например, в Ютландском бою немецкий крейсер "Von der Tann" в конце концов принимал участие в бою не имея ни одной действующей башни, а на большинстве других линейных крейсеров имелась хотя бы одна недействующая башня. Несмотря на ожидаемый риск Морской совет предложил продолжать разработку башенной установки на три орудия и параллельно этому продолжать работы над спаренными башнями, разработанным по британскому образцу, башни которых были признаны более просторными и лучше устроенными.


ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Новый толчок работам придало назначение на пост морского министра вице-адмирала де Лаперера (Boue de Lapeyrere). Был положен конец сомнениям в выборе окончательного варианта. Де Лаперер потребовал создания окончательного проекта на основе варианта "В.1", но с применением более удачного расположения противоминной артиллерии из варианта "С". Это же касалось увеличения толщины брони каземата до 180 мм. аналогично варианту "С". Из двенадцати 47-мм пушек было решено оставить только четыре. Энергичный министр не ограничился этим и принял ряд важных решений, касающихся нового проекта, в числе которых можно назвать:

 
"Courbet" (1913)
- Применение двухорудийной башни главного калибра по английскому образцу;
- Отказ от противоторпедных сетей (решение принято 25 ноября 1909 года);
- Увеличение числа 138,6-мм орудий с восемнадцати до двадцати двух (решение принято 17 декабря 1909 года) и другие.

Столь решительные действия уже в ближайшее время привели к созданию окончательного проекта, который вскоре был принят на заседании Морского совета к исполнению. По этому проекту было решено строить два корабля, внесенных в бюджет 1910 года.

 

Тактико-технические характеристики окончательного проекта

Размерения
Водоизмещение полное
Длина наибольшая
Длина между перпендикулярами
Ширина по ватерлинии
Ширина наибольшая
Осадка средняя
23.467 т
166,0 м
165,0 м
27,00 м
28,00 м
8,852 м
Вооружение (в скобках приводится боевой запас на ствол)
Главный калибр
Противоминный калибр
Мелкокалиберная артиллерия
Торпедные аппараты
6 х 2 - 305-мм модели 1910 г.
18 - 138,6-мм модели 1910 г.
4 - 47-мм модели 1902 г.
4 - 450-мм подводных ТА
Броневая защита (дано французское обозначение палуб, а в скобках соответствующее им английское)
Главный пояс:
в средней части корабля
в оконечностях
Казематы ПМК(верхний пояс)
Броневые палубы(сверху вниз)
2-я палуба (полубак)
1-я палуба (верхняя)
Главная или верхняя броневая палуба (главная)
1-я платформа или нижняя броневая палуба (нижняя)
Башни главного калибра
Барбеты главного калибра
Боевая рубка

270 + 20 мм
180 мм
180 мм

30 мм
30 мм
12 мм
40 мм
320 мм
280 мм
300 мм
Энергетическая установка и скорость
Энергетическая установка
Мощность механизмов
Скорость проектная
4 ТЗА Parsons
28.000 л.с.
21 узлов

1 августа 1911 года морской министр подписал контракт на строительство двух первых французских дредноутов "Courbet" и "Jen Bart", а уже в следующем году в бюджет были внесены еще два корабля, названные "Paris" и "France".
Для ускорения постройки новых линейных кораблей были разработаны новые методы, немалая заслуга во внедрении которых во французский флот принадлежит Начальнику технической службы главному инженеру Лиссу (Ingenieur general M.Lyasse). После внимательного изучения процессов судостроения во Франции и в других странах им были рекомендованы следующие мероприятия:
- Одновременный с самим кораблем заказ механизмов, котлов, башен и орудий;
- Предоставление строителям в момент подписания контракта комплекта чертежей по устройству кораблю и первой серии детальных чертежей, относящейся к устройству набора корабля, штевней, двойного дна и структуры устройства палуб;
- Предоставление строителям в течение шести месяцев после первой серии чертежей остальной части детальных чертежей, относящихся к внутреннему устройству и оборудованию корабля.
Принятые меры внесли свою лепту в ускорение строительства кораблей, благодаря чему график их постройки был выдержан. Строительное время "Courbet" составило 38 месяцев, "Jean Bart" - 36 месяцев, "Paris" - 33 месяца, "France" - 35 месяцев). Сравнение их со сроками постройки менее крупных броненосцев типа "Patrie" (в среднем 60 месяцев) говорит само за себя.
Начало выполнения программы строительства первых дредноутов означало для Франции крупную модернизацию линейного флота, а размеры программы говорили за то, что Франция готова наверстать значительное отставание в военно-морских силах накопившееся за предшествующие годы. Однако, хоть и не очень спешная, но в достаточной степени сумбурная подготовка программы привела к принятию во французском флоте некоторых ошибочных концепций, в частности имела место направленность кораблей на бой на коротких дистанциях (12.500 м), что было явно недостаточно; телеметрия (измерение расстояний) выполнялась дальномерами с базой 2,74 м; отопление кораблей было угольным; конструктивная защита была продумана из рук вон плохо. Очень серьезным недостатком было отсутствие противоторпедной переборки. Первые же уроки войны показали, что корабли типа "Courbet" нуждаются в улучшении, однако сделано это было только частично и к тому же нескоро. Именно отсутствием какой-либо серьезной модернизации по опыту боевых действий можно объяснить, что эти корабли очень быстро устарели после окончания войны

Верфи-строители и построечные даты

КорабльВерфь -строительЗаложен на стапелеСпущен на водуГотовность
"Courbet""Arsenale de Brest" Брест01.09.191023.09.191119.11.1911
"Jean Bart""Arsenale le Lorient" Лориэн15.11.191022.09.191115.06.1913
"France""Ateliers & Chantiers de la Loire" Сен-Назер30.11.191107.12.1911.08.1914
"Paris""Forges & Chantiers de la Mediterranee" Ла Сейн10.11.191128.09.191201.08.1914


Фактические тактико-технические данные линейных кораблей типа "COURBET"

Данные по корпусу
Водоизмещение стандартное
Водоизмещение проектное
Водоизмещение полное
Длина между перпендикулярами
Длина по КВЛ
Длина наибольшая
Ширина наибольшая
Осадка при станд.водоизмещении
22.189 т
25.000 т
26.000 т
158,5 м
164,9 м
168,0 м
27,9 м
9,0 м
Вооружение
12 - 305-мм / 45 орудий образца М.1906 / 10
вес ствола
вес снаряда
дальность стрельбы при возвышении 23 град/
скорострельность
вес башни (включая 234 т вращающейся брони)
54,7 т
432 кг
26,3 км
1,5 выстр./мин.
561 т
22 - 138,6-мм / 45 образца М.1910
вес ствола
вес снаряда
дальность стрельбы при возвышении 25 град/
скорострельность
5,3 т
39,5 кг
16,1 км
5-6 выстр./мин.
С 1927-1929 вооружены четырьмя 75-мм зенитными одинарными орудиями образца М.1924
С 1935-1936 гг. количество таких орудий увеличили до пяти, а на "Paris" до семи.
вес ствола
вес снаряда
дальность стрельбы
досягаемость по высоте
пределы верт.наведения
скорострельность
1,0 т
5,9 кг
15,0 км
10,0 км
-10'+90 '
15 выстр./мин.
4 - 450-мм бортовых подводных торпедных аппарата (запас: 12 торпед) (в 1927-1929 ТА были сняты)
Первоначально имели оборудование для приема на борт до 30 якорных мин
Первоначально имели по восемь 914-мм боевых и два 76-мм сигнальных прожекторов
вес ствола
вес снаряда
дальность стрельбы
досягаемость по высоте
пределы верт.наведения
скорострельность
1,0 т
5,9 кг
15,0 км
10,0 км
-10' + 90 '
15 выстр./мин.
Броневая защита (дано французское обозначение палуб, а в скобках соответствующее им английское)
Главный пояс
Верхний пояс (цитадель)
Каземат
2-я палуба (полубак) над казематом
1-я палуба (верхняя)
Главная или верхняя броневая палуба (главная)
1-я платформа или нижняя броневая палуба (нижняя)
Скосы нижней палубы
Барбеты башен ГК
Лобовые плиты башен ГК
Боковые плиты башен ГК
Крыша башен ГК
Защита ПМК (каземат)
Носовая боевая рубка
180 - 270 - 180 мм
180 мм
180 мм
40 мм
12 мм
45 мм
40 мм
70 мм
280 мм
290 мм
250 мм
100 мм
180 мм
300 мм
Данные по механической части
Механизмы (турбинные агрегаты "Parsons")
внешние винты
внутренние винты
Котлы (угольное и нефтяное отопление)
рабочее давление
общая площадь нагрева
общая площадь колосников
Количество винтов
Скорость, достигнутая на испытаниях:

"Paris"
"Jean Bart"
"Courbet"
Руль
Запас топлива нормальный
Запас топлива наибольший
Дальность плавания
4
турбины В.Д.
турбины Н.Д.
24 котла
17,5 ат.
5936 кв.м
188,5 кв.м
4

21,7 уз.
22,6 уз.
22,0 уз.
1 полубалансирный
906 т угля и 310 т нефти
2706 т угля
4200 (10) и 1140 (20) миль
На "Courbet" и "Jean Bart" установлены котлы Бельвилля, на двух других - котлы Никлосса. В 1929 году на "Courbet" были установлены более совершенные узкотрубные водотрубные котлы, предполагавшиеся ранее для линкоров типа "Normandie"
Экипаж
По штату 1085 - 1108 чел.

"Jеan Bart" отличался от своих собратьев конструкцией шлюпочных кран-балок, имевших форму "лебединых шей", в то время как остальные корабли имели стрело-подобные краны на массивных колонках, которые на всех кораблях были смонтированы различно (!). "Courbet" с 1918 года был временно оборудован для базирования привязного аэростата. Чтобы поддерживающим его канатам можно было обеспечить большую свободу передвижения, грот-мачту сильно укоротили.
"Paris" примерно в 1920 году в виде опыта получил платформу для самолета, устроенную аналогично британским линкорам.
При первой перестройке "Courbet", "Paris" и "Jеаn Bart" изменили свой внешний вид - прежде стоявшая за носовыми трубами мачта укоротилась до короткого обрубка, при этом, вместо нее в кормовой части надстроек мостика (также измененных) поставили треногую мачту с артиллерийским марсом и стеньгой. На "Jеаn Bart" и "Courbet" обе носовые трубы были заменены одной, более широкой и высокой. Лишь "Paris" сохранил обе носовые трубы, однако они теперь стояли так тесно друг к другу, что визуально казались как одна широкая.

 
"Paris" (1927)
В 1928-1929 "Paris" и "Courbet" еще раз посетили на верфь, где на них были установлены новые котлы, приборы управления огнем и новое зенитные вооружение. На "Paris" при этом обе носовые трубы были увеличены по высоте приблизительно на 2 м. Установка большого дальномера на марсе потребовала устранения стеньги на фок-мачте, которая больше никогда на этих кораблях не устанавливалась. Одновременно незначительно изменился мостик, а также была удлинена тяжелая стрела левого борта. Во время этой перестройки на "Courbet" была вновь изменена грот-мачта, получившая свой первоначальный вид.

 
"Courbet" (1925)
В 1938-1939 годах "Paris" и "Courbet" получили типичные для французских кораблей антенные распорки по сторонам кормовой трубы, но на "Courbet" позже они были сняты.

 
"Jean Bart" (1928)


СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ

"COURBET" во время первой мировой войны действовал в Средиземном море, являясь флагманом средиземноморской эскадры. 16 августа 1914 участвовал в бою у албанского побережья (потопление австрийского крейсера "Zеntа"). С 1915 года - в резерве. В 1921-1922 перестроен и модернизирован. 6 июня 1923 поврежден пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Ремонт закончен в 1924 году, однако 1 августа 1924 года в котельном отделении вновь вспыхнул пожар. В 1927-1928 прошел вторичную модернизацию. С 1931 - уч/корабль. В 1937-38 прошел капитальный ремонт. С начала Второй мировой войны находился на севере Франции. С 19.6.1940 временно назначен для береговой обороны с базированием на Шербур. В июне 1940 участвовал в обстреле наступающих германских войск под Шербуром. Затем перешел в Портсмут, где 3.7.1940 интернирован англичанами.
11.7.1940 передан морским силам "Свободная Франция" и использовался как уч/корабль ПВО и РЛС. В апреле 1941-го разооружен. 9/10.6.1944 в ходе вторжения союзников в Уистрехам был использован как волнолом и посажен на грунт при создании искусственной гавани. 17.8.1944 поврежден двумя германскими человеко-управляемыми торпедами "Marder". После окончания боевых действий разобран на металл.

 
"Courbet" (1938)
"JEAN BART" в июле 1914 - находился с визитом в Петербурге - на корабле в Россию прибыл президент Франции Пуанкаре. Во время Первой мировой войны, в 1914-15 годах участвовал в боевых действиях в Адриатическом море, в том числе в бою 16.8.1914 у албанского побережья. 21.12.14 в Отрантском проливе тяжело поврежден торпедой австрийской подводной лодки "U-12", принял более 1000 тонн воды и ушел на Мальту. В 1919 временно базировался в Черном море, участвуя в интервенции против большевиков, при этом 16.4.1919 совершил обстрел Одессы. В 1922-1923 капитально отремонтирован и частично модернизирован, а в 1928-1929 вторично модернизирован. С 1931 - уч/корабль. 1.1.1937 переименован в "Ocean". С конца года - стационарное уч/судно и блокшив. 27.11.1942 затоплен в Тулоне экипажем. Поднят германским флотом и использован как корабль-цель. В 1944 при авианалете союзников получил попадание бомбы и затонул. В том же году поднят и до 14.12.1945 продан на слом.
"FRANCE" во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях в Средиземном и Адриатическом морях, в том числе 16.8.1914 в бою у албанского побережья. Базировался на французские порты, а также на Мальте и Корфу. В 1919 году временно находился в Черном море, участвуя в интервенции Советской России. 19.4.1919 экипаж линкора принял участие в восстании французского флота, поддерживая большевиков, в связи с чем линкор вернули в Тулон. 26.8.1922 в бухте Куиберон в сильный шторм выброшен на отмель. Впоследствии разобран на месте.
"PARIS" во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях в Средиземном и Адриатическом морях, 16.8.1914 участвовал в столкновении с австрийским флотом у албанского побережья, базировался на французские порты, а также Мальту и Корфу. Капитально отремонтирован и модернизирован в 1923-1924 годах. В сентябре 1925-го совместно с испанским флотом участвовал в марокканских событиях. В 1927-1929 годах вновь модернизирован. С 1931 - уч/корабль. В 1934-35 прошел капитальный ремонт.

 
"Paris" (1938)
С 5.6.1940 временно назначен для береговой обороны с базированием на Гавр. В июне участвовал в обстреле наступающих немецких войск на побережье у Гавра. При этом 11.6.1940 в Гавре легко поврежден авиабомбой. Отправлен для ремонта в Шербур, а оттуда 18-19.6.1940 перешел в Плимут, взяв на борт 1600 морских кадет. Там 3.7.1940 интернирован англичанами, но вскоре передан морским силам "Свободная Франция", однако воевать кораблю больше не пришлось, так как вскоре он предоставлен в качестве жилья для личного состава польского флота. 21.8.1945 возвращен в Брест, но в строй более не вводился. Долго ржавел, стоя на приколе и только 21.12.1955 принято решение о его разборке на металл (исключенное из списков судно "Q.64"). Разобран в 1956 году в Ля-Сейне.


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Вернуться на страницу: Предисловие -- ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ФРАНЦУЗСКИХ ДРЕДНОУТОВ - БРОНЕНОСЦЫ ТИПА "DANTON"
Перейти на страницу: Часть 2 - ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "BRETAGNE"


  • Страница создана Николаем Печуконис в ноябре 2005 года.
  • Последнее обновление

  • Hosted by uCoz