Военно-морские силы России и СССР Справочные сведения и статьи о флоте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   СЕКЦИЯ   ЛЮБИТЕЛЕЙ   ИСТОРИИ   ФЛОТА
"БРИЗ - СПб"



Volkmar KUHN


Перевод с нем. выполнил Печуконис Н. И.
Текст был опубликован в сборнике "Бриз" # 39 в мае 2001 года



"HERMES" В БОЮ

Глава из книги "Torpedoboote und Zerstorer im Einsatz 1939-1945"


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу: "10-я флотилия миноносцев в Лигурийском и Тирренском морях"


Начало третьего военного года в Средиземном море

К началу третьего года войны Средиземное море для Германии представлялось перспективным театром военных действий, на котором немецкая армия могла вполне успешно проявить себя, развивая быстрое наступление моторизованных и танковых соединений экспедиционного корпуса генерала Роммеля в Северной Африке. Действия Роммеля напрямую зависели от успешности снабжения войск через море – эта задача становилась основной для немецко-итальянского флота и авиации, которым приходилось вести жестокую борьбу с британским Средиземноморским флотом. В свою очередь англичане также имели тяжелое бремя аналогичной задачи – снабжение по морю, из Гибралтара, своих военных баз на Мальте и частично в Александрии, в Египте. Несомненно, что проведение конвойных операций как с одной, так и с другой стороны не могло обойтись без участия большого количества эскортных кораблей, и в том числе эскадренных миноносцев. Наиболее подходящим для длительного сопровождения кораблям этого класса помимо охраны конвоев от авиации, торпедных катеров и подводных лодок пришлось вступать еще и в артиллерийские дуэли с кораблями противника своего же класса. Когда в сентябре1941 года англичане начали осуществлять операцию «Halberd» по проведению конвоя на Мальту они привлекли для эскортирования помимо других кораблей 18 эсминцев. В их числе шли уже ставшие известными в британском флоте «Cossack», «Oribi», «Zulu» и польский «Piorun». Против этого конвоя, покинувшего Гибралтар 24 сентября 1941 года, итальянский флот выставил в море 11 подводных лодок. В море выходили также 2 линейных корабля, несколько крейсеров и 11 эсминцев. В одном из боев британские эсминцы «Gurktia» и «Legion» потопили итальянскую субмарину «Adua».
9 ноября 1941 года итальянские эсминцы «Fulmine», «Grecale», «Euro» и «Libeccio», шедшие в охранении конвоя «Duisburg», были застигнуты превосходящими британскими силами соединения «К» («Force K») и все были потоплены или сильно повреждены в жестоком артиллерийском бою.
Потери несли и наши противники. 14 июня 1942 года, во время проведения обеими сторонами поисковой операции в Сирте произошло быстротечное столкновение легких сил, в котором наш торпедный катер «S-55» под командованием старшего лейтенанта Вебера (Oberleutnant zur See Z. S. Weber) отправил на дно британский эсминец «Hasty». На следующий день англичане потеряли героя Дюнкерка эсминец «Bedouin», потопленный итальянскими крейсерами. А во время операции «Pedestal» в августе 1942 года – последней конвойной операции англичан на Мальту в течение третьего года войны – помимо авианосца «Eagle» они потеряли еще и эсминцы «Ithuriel» и «Foresight».

 
Британский эскортный эсминец типа «Hant»


«Hermes» - первый немецкий эсминец на Средиземном море

Когда в мае 1941 года немецкие войска успешно наступали на Балканах в Саламине (Salamis) в доке был захвачен греческий эсминец «Basileos Georgios I». Он был построен в Англии в Гуле в 1937-1938 годах. Имел водоизмещение 1625 тонн и под двумя турбинами мог развивать скорость до 35 узлов, имея мощность на валах 34 тысячи л.с. Он был вооружен четырьмя орудиями 120-мм калибра и двумя немецкими 4-трубными торпедными аппаратами калибра 533 мм. Помимо этого он получил также несколько зенитных 20-мм автоматов, которые были установлены на нем позже, частично уже во время наступления вермахта. 20 апреля 1941 года, находясь в доке, эсминец был потоплен немецкими самолетами, но быстро отремонтирован, укомплектован экипажем и 21 марта 1942 года введен в строй немецкого флота под обозначением «ZG-3». Летом он получил к тому же еще и другое имя – «Hermes». Первым командиром эсминца «Hermes» стал капитан 1-го ранга Йоханссон (Kapitan zur See Rolf Johannesson), назначенный на корабль в марте 1942 года и ранее командовавший эсминцем «Erich Steinbrinck».

 
Корветтен-капитан Рольф Йоханссон. С марта 1942 года по апрель 1943-го он, в чине капитана 1-го ранга (Kapitan zur Zee) командовал эскадренным миноносцем "Hermes"
Это был первый достаточно крупный немецкий корабль в Средиземном море, и про него говорили, что за ним всегда следовала счастливая звезда. Отправленный в июне в восточную часть Средиземного моря, «Hermes» много раз сопровождал войсковые и грузовые транспорты из Греции в Турцию и до Крита, а от Крита в Тобрук. Он замечательно показал себя и в борьбе с вражескими подводными лодками, добившись в этом таких успехов, которые не смог показать никакой другой немецкий эсминец.

 
Немецкий эсминец «Hermes» (ZG-3) в Пирее в 1942 году. На корабль нанесена камуфляжная окраска по образцу итальянского флота.
Во время сопровождения конвоя в Турцию «Hermes» осенью 1942 года обнаружил у Дарданел британскую, бывшую греческую, подводную лодку «Triton». Благодаря его точным указаниям немецкий сторожевой корабль «Uj-2102», получивший приказ атаковать цель, смог потопить субмарину глубинными бомбами. Несомненно, что решающую роль в этом успехе нужно приписать эсминцу «Hermes».
Одно из наиболее важных заданий эсминец «Hermes» выполнил в начале своей службы - 2-3 июля 1942 года корабль вместе с минным заградителем «Bulgaria» участвовал в минно-заградительной операции в Эгейском море. Когда случилась беда с немецкой подводной лодкой «U-83» капитан-лейтенанта Крауса (Kapitan-leutnant Kraus), внезапно застигнутой 7 августа в районе Хайфы британскими бомбардировщиками и сильно поврежденной, командир эсминца «Hermes» утром 8 августа получил радиограмму следующего содержания: «Hermes» попутно выполнить. Прибыть рандеву завтра рано утром». Эсминец с честью выполнил задачу. Он нашел субмарину и на буксире привел ее 18 августа в Саламин.
В течение третьего военного года эсминец «Hermes» прекрасно себя проявил. Четвертый военный год ожидал его с неменьшими удачами. Под командованием Йоханссона эсминец прошел сотни миль в качестве эскортного корабля конвоируя транспорты между Салониками, Пиреем и Киренаикой. Трудное испытание ему пришлось выдержать 22-24 сентября 1942 года, когда он сопровождал от бухты Suda на Крите к Тобруку в Северной Африке танкер «Rondine» с бензином для танков и самолетов Роммеля. На танкере механизмы были в неисправности. Дважды они выходили из строя, и танкер терял ход. Все же «Hermes» вместе с итальянским миноносцем «Orso» смогли успешно закончить переход, несмотря на непрекращающиеся атаки бомбардировщиков, сбросивших множество бомб и на пикировании обстреливавших танкер и оба корабля сопровождения. Плотным заградительным огнем с кораблей были сбиты и повреждены несколько самолетов. Ценный груз был доставлен в Тобрук.
А уже 9-11 октября «Hermes» участвовал в минно-заградительной операции на подходах к южному побережью Крита. Боевая задача также была успешно выполнена.
В первые дни ноября «Hermes» вышел флагманским кораблем эскортного соединения в составе итальянских эсминцев «Freccia» и «Folgore» и миноносцев «Ardito», «Uragano», «Lupo». Они сопровождали из Пирея в Бенгази транспорты «Col di Lana», «Mualdi» и танкер «Portofino». На переходе коныой был несколько раз атакован бомбардировщиками, но вполне благополучно прибыл к месту назначения.

В это время немецкая армия вела тяжелые бои как на восточном фронте против русских, так и в Северной Африке у Эль-Аламейна. К концу января 1943 года 8-я армия генерала Montgomery оказалась уже в Триполи. Напряженность боев не могла сказаться на действиях флота. В феврале механизмам эсминца потребовался ремонт, и когда фронт в Африке переместился в Тунис эсминец на короткое время для ремонта перешел в Саламин.

2 апреля 1943 года на эсминце сменился командир. Йоханссона сменил капитан 2-го ранга Курт Речель (Fregatten-kapitan Kurt Rechel), имевший большой опыт плавания на миноносцах и эсминцах и до этого командовавший эсминцем «Z-29». Первой задачей нового командира было подготовить корабль для эскортных плаваний с транспортами в Тунис. Необходимо было перевести корабль в зону операций. После прохода Коринфского канала, маршрут эсминца пролегал через Ионическое море вокруг южной оконечности Италии в Тирренское море до Салерно, куда он прибыл 4 апреля.

 
Первый офицер штаба морских сил Эгейского моря капитан 1-го ранга Курт Речель (Erste Admiralstabsoffizier Kapitan zur See Kurt Rechel).
Афины. 1944 год.
В апреле-мае 1943 года он командовал эскадренным миноносцем «Hermes», и за успешное выполнение заданий 8 мая 1943 года был награжден Рыцарским крестом (Ritterkreuz).
16 апреля, уже в Салерно, эсминец был атакован самолетами. На следующий день атака повторилась. В это время командир получил приказ срочно загрузить на эсминец мины. Речель, в ответ на запрос штаба о требуемом времени погрузки, сообщил, что ему необходимо 10 часов. Вместе с минами прибыл и боевой приказ: «В течение ночи, к утру 19 апреля загрузиться минами. Поставить оперативное минное заграждение по середине Сицилийского пролива и один ряд мин отдельно». Около 15.30 дня 19 апреля эсминец «Hermes» вышел на первую минную постановку в западном Средиземноморье. Вскоре прозвучала боевая тревога, но встреченные суда оказались итальянскими торпедными катерами. Следующая тревога также оказалась ложной – были обнаружены собственные транспортные самолеты – плывущие в небе шестимоторные великаны. На закате солнца эсминец был уже далеко в открытом море, а около полуночи он приблизился к берегам Сицилии. К этому времени усилились волна и ветер – корабль кренился на 15-20 градусов на борт. Это было опасно для сильно перегруженного минами корабля – в любой момент могли не выдержать крепления мин, и тогда они грозили сорваться со своих штатных мест на минных рельсах и скатиться к борту. Был поднять вопрос о том, чтобы сбросить мины за борт и освободить корабль от перегрузки, однако командир эсминца Речель посчитал, что крен является предельным для остойчивости, но все-таки не критическим. Операцию решили продолжать.

 
Корабль проходит Коринфский канал.
Фото сделаны с мостика эскадренного миноносца «Hermes» во время его перехода в Салерно 2 апреля 1943 года.
Через полчаса корабельная станция радиоперехвата сообщила командиру, что «Hermes» обнаружен вражескими надводными кораблями. В 01.16 поступило аналогичное сообщение от морского командования из Италии. Вскоре командиру дополнительно сообщили, что самолеты-разведчики 2-го воздушного флота (II Fliegerkorps) обнаружили три вражеских эсминца, которые шли непосредственно на курс встречи с эсминцем, если бы он продолжал сохранять предусмотренное направление. И на этот раз капитан Речель решил не изменять курс и выполнить задание. А вскоре радисты получила сообщение, что дозорная немецкая подводная лодка обнаружила вражеские эсминцы, отходящие к Мальте. Это было на руку немецким морякам, и около 03.35 в предусмотренном приказом месте эсминец начал минную постановку. В 04.15 была сброшена последняя мина. После этого корабль лег на обратный курс. Незадолго до восхода солнца на расстоянии менее мили от борта пролетел один британский «Vickers-Wellington», но было очевидно, что эсминца он не обнаружил. Около 10.00 Капитан Речель приказал поднять ход до полного – было нелишне узнать, на что способен «Hermes». Валы вращались со скоростью 300 оборотов минуту, что соответствовало 30-узловому ходу. Примерно в 14.15 корабль прибыл в Салерно, успешно завершив свое первое задание в западной части Средиземного моря.

 
Корабль проходит Коринфский канал.
Фото сделаны с мостика эскадренного миноносца «Hermes» во время его перехода в Салерно 2 апреля 1943 года.
21 апреля эсминец «Hermes» около 7 часов утра вышел в Pozzuoli, где предполагалось принять в цистерны полный запас топлива. Но в 08.38 с левого борта был обнаружен перископ подводной лодки. Командир приказал сыграть сигнал боевой тревоги и затем резко повернуть в сторону перископа. В течение минуты команда эсминца в бинокли могла наблюдать бурун уходящего под воду перископа субмарины.
В 08.39 положение лодки и пеленг на нее были точно оопределены и зафиксированы, что позволило начать атаку. Эсминец лег на курс по определенному пеленгу и в 08.43 произвел сброс первой серии глубинных бомб – пять групп по три бомбы в каждой с установкой глубин между 35 и 50 метрами. На скорости 17 узлов, которая позволяла шумопеленгатору работать устойчиво и без помех, эсминец свернул с боевого курса, и вышел на новый галс для повторения атаки. В 08.50 было произведено второе определение места лодки, и уже через 5 минут эсминец вновь оказался над лодкой. Серия бомб была такой же, но глубина срабатывания взрывателей была установлена между 50 и 75 метров. После этого, сбросив за борт дымовой буй, эсминец опять уменьшил скорость до 17 узлов и удалился на 30 hm (30 гектометров = 3000 метров) от места бомбежки. Здесь командир приказал развернуться и далее двигаться зигзагом. Как позже сообщили плененные члены экипажа субмарины, эсминец разошелся контркурсом с лодкой на расстоянии около 400 метров. При этом подлодка на тихом ходе попыталась резко изменить курс на 25 градусов и оторваться от преследования, расчитывая, что эсминец не сможет так резко повернуть и поневоле удалится от лодки, потеряв контакт. При увеличении скорости эсминца лодка могла бы также увеличить скорость и увеличить разрыв. Однако капитан 2-го ранга Речель приказал двигаться рывками, уменьшая ход до 17 узлов при включении поисковой аппаратуры. Субмарина была обнаружена поисковым локатором (S-Gerat) на расстоянии 15 hm (1500 метров), глубина на подготовленных бомбах была установлена на 90-120 метров.
Когда на лодке поняли, что они вновь обнаружены, и контакт не потерян, экипаж попытался оторваться от преследования увеличив скорость до 12 узлов и вновь изменив курс. В это время эсминец вновь пошел в атаку, и с него были сброшены с интервалом 10 секунд три группы по три бомбы в каждой. Одновременно с кормы эсминца были сброшены две пары больших глубинных бомб.
Атака не принесли видимых результатов, однако контакт с лодкой не был потерян – она шла прямым курсом и скорость ее определялась акустиками в 3 узла. Эсминец уже готовился к новой атаке, когда вдруг с кормы, с левого борта на расстоянии 30 hm (3000 метров) команда корабля увидела всплывающую лодку – показалась высоко поднятая носовая часть субмарины. Завернув руль в крайнее положение, «Hermes» резко развернулся в сторону лодки. Капитан Речель приказал открыть огонь из орудий и зенитных автоматов. Около 09.35 эсминец привел лодку прямо по курсу, и теперь она была повернута к нему бортом. Орудия эсминца прекратили огонь, но зенитные 37-мм автоматы продолжали стрелять. Лодка уже получила большую пробоину в корпусе в районе орудия, прислуга которого стала прыгать за борт. Примерно в 09.40 на палубе появился экипаж субмарины. Однако она, как об этом сообщил в рапорте Капитан 2-го ранга Речель, продолжала сохранять прежную скорость, идя по циркуляции. Это свидетельствовало о том, что, по крайней мере, машинная команда оставалась еще внутри.
Капитан Речель приказал: «Противокорабельная артиллерия: подводную лодку потопить!» («Seezielartillerie: U-Boot versenken!»). Огонь открыли 120-мм орудия и сразу же было отмечено прямое попадание. Лодка стала быстро погружаться, и в 09.47 скрылась под водой кормой вперед.
«Hermes» пошел к месту потопления – предполагалось подобрать экипаж и некоторые обломки, которые свидетельствовали бы о гибели корабля противника. С борта корабля веревочными концами и со спущенного на воду моторного яла были подобраны 20 английских моряков с потопленной субмарины – ею оказалась британская «Splendid». Вскоре подошел посланный с о. Капри (Capri) итальянский тральщик (R-Boot) «AS-226». Он подобрал еще 10 человек, из которых четверо были тяжело ранены. Всего, вместе с подобранными позже, на борту эсминца оказались 40 британских матросов и 5 офицеров.
Около полудня эсминец «Hermes» ошвартовался у южного мола в Pozzuoli. Часом позже на борт поднялись старщий морской начальник базы в Неаполе (Marina Napoli) Адмирал Пини (Admiral Pini), который поздравил капитана 2-го ранга Речеля и команду эсминца. После коротко обращения к экипажу адмирал вручил Речелю итальянскую награду – серебрянную медаль «За смелость».
После получения топлива эсминец вернулся в Салерно. 23 апреля в адрес командира эсминца прибыла радиограмма-поздравление от командующего объединенными силами на юге (OB-Sud) фельдмаршала Кессельринга (Feldmarschal Kesselring): «За потопление подводной лодки «Splendid» выражаю командиру эсминца и экипажу мою особую личную благодарность».
В ту же ночь, за 5 минут до полуночи был получен оперативный сигнал «Munition». Он означал, что корабль назначается для минно-заградительной операции и должен находиться в готовности к ее выполнению. Ранним утром 24 апреля на эсминец были приняты мины, однако в последний момент командир был вызван на мостик, и ему передали приказ об отмене задачи постановки мин и приказ о срочном выходе в море для доставки войскового подкрепления в Тунис. По этому факту можно судить, насколько ограничены были здесь наши силы – флотилия из пяти эсминцев, действовавшая в этой части моря, действительно творила чудеса и помогла избежать нам многих потерь.
Так или иначе, мины были возвращены на берег. Эсминец «Hermes» стал готовиться к приему на борт солдат. Однако ожидавшийся приказ из штаба морского командования в Неаполе (Marina Napoli) задерживался. Он поступил только на следующий день – 25 апреля в 14.10. Он гласил: «Эсминцу «Hermes» перейти в Салерно, где взять на борт 350 морских пехотинцев для отправки в Тунис. Затем 20-узловым ходом следовать до рандеву с эсминцами дивизии «Pigafetta» и «Pancaldo», которые выйдут из Gaeta. Совершить с ними марш до Trapani. Оттуда 22-узловым ходом следовать к о. Pantelleria и далее в направлении мысов Kap Rass Mustafa и Kap Bon. Прибыть в порт Тунис 26 апреля к 12.00. После выгрузки подразделений вернуться назад к Zambretta, оттуда следовать в Pozzuoli для заправки топливом. О прибытии сообщить. Маяки горят.»
К 17 часам «Hermes» был готов к походу в Тунис. В 17.10 он вышел из гавани. В заданной точке состоялась встреча с итальянскими эсминцами «Antonio Pigafetta» и «Leone Pancaldo», и немецкий корабль присоединился в их строй третьим кораблем (концевым в колонне). Было известно о наличии в воздухе морских разведчиков противника, но пока что отряд не был обнаружен. Только в 01.20, через три минуты после восхода луны, на траверзе левого борта были замечены непонятные отблески и чуть позже услышаны шумы моторов. До 04.40 несколько раз были слышны звуки пролетающих самолетов. В это время отряд, в соответствии с приказом, шел со скоростью 24 узла. Через несколько минут после восхода солнца, без предупреждения из штаба, внезапно появились четыре катера-охотника за подводными лодками, которые вступили в эскорт эсминцев. В 07.15, когда корабли неожиданно оказались в плотной полосе тумана, передний мателот пропал из видимости, и командир эсминца «Hermes» был вынужден ориентироваться по кильватерной струе, надеясь, что строй кораблей сохранится, и столкновения с впередиидущими эсминцами не произойдет. Приходилось также опасаться плавающих мин, поэтому эсминец несколько сбавил скорость. Видимость постепенно улучшалась, и все вздохнули с облегчением, когда в 11.38 в виду корабля показался берег Африки. Через 20 минут «Hermes» увеличил скорость до 28 узлов, нагоняя потерянное в тумане время. Около 13.45 все три эсминца вышли на рейд La Goulette в Тунисском заливе и стали там на якорь. Сразу же началась высадка солдат. И одновременно к борту эсминца подошли парусник и два моторных лихтера, которые доставили на борт эсминца раненных для эвакуации их в Италию.
В 15.42 все три эсминца снялись с якоря для обратного марша. На борту немецкого корабля находились 173 солдата, включая около сотни легкораненых. Уже в 17.07 отряд был обнаружен воздушным разведчиком. В 17.52, когда эсминцы вышли из полосы плотного тумана на чистую воду, они были атакованы 10 самолетами «Hawker» и «Hurricane». Атака была организована весьма умело. Один самолет появился в видимости кораблей с правого борта, а остальные атаковали с левого борта, со стороны солнца, подлетая на высоте не более 600 метров. Корабли немедленно открыли зенитный огонь из всех зениток, а итальянские эсминцы даже из орудий главного калибра. Истребителям-бомбардировщикам (Jabos) пришлось свернуть с курса, и все сброшенные бомбы легли неточно. Только одна из них разорвалась в 50 метрах в кильватерной струе эсминца «Hermes». Через пять минут самолеты прекратили атаку и улетели. Марш кораблей продолжился. Уже перед входом в гавань Trapani корабли вошли в плотную полосу тумана, видимость уменьшилась до 50 метров, и корабли были вынуждены отстаиваться на якоре. Утром 27 апреля, после того, как туман расселся, эсминцы проследовали дальше и рано утром 28 апреля эсминец «Hermes» вошел в гавань в Pozzuoli и ошвартовался у пристани. Переправив на берег всех раненых, эсминец дозаправился топливом и перешел в Salerno.

 
Одна из авианосных противолодочных (Hunter-Killer-Group) групп в Средиземном море
Вечером этого же дня командир эсминец Речель сообщил командованию, что из-за необходимости ремонта котла до 30 апреля корабль не сможет сохранить боевую готовность. Но в первой половине дня 29 апреля на эсминец доставили сообщение: «Из-за сложной обстановки необходимо совершить еще один поход. Ремонт котла можно будет произвести после возвращения. Немецкое морское командование в Италии». Узнав подробности, капитан 2-го ранга Речель приказал быстро произвести временный ремонт котла, с тем чтобы корабль смог выйти в море и доставить в Тунис еще одно войсковое подразделение из состава полка генерала Геринга (regiments General Goring).
О том, как проходил этот поход можно узнать из позднего рапорта капитана 2-го ранга Речеля в штаб флотилии эсминцев:
«29 апреля во второй половине дня взяли на борт в Salerno 213 солдат и офицеров. В 18.45 согласно приказу прибыли в Pozzuolli. Там корабль соединился с итальянским эсминцем «Leone Pancaldo» и под флагом его командира вышли в Тунис. Марш проходил без происшествий и по графику до 10.12 следующего дня, когда корабли были атакованы 37 истребителями-бомбардировщиками (Jabos) противника. После бомбежки на пикировании, они затем произвели короткую штурмовку – обстрел из пулеметов. Несколько человек были ранены, в их числе – старший помощник (LI). Грот-мачта перебита на половине высоты, позднее верхнюю половину опустили вниз.
11.25. Второе нападение 18 двухмоторных бомбардировщиков, сопровождавшихся примерно 15 истребителями. Атака произведена с высоты около 2000 метров.
11.36. Повторная атака соединения 12 бомбардировщиками. Во время этой атаки «Pancaldo» получил пробоину в борту из-за прямого попадания бомбы. В 2-3 милях от мыса Kap Bon эсминец сильно сбавил скорость. Когда наш корабль обходил его, можно было видеть, что в воде плавают много солдат.
12.10. Третье нападение 18 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Обстреляны, никаких повреждений.
12.24. Четвертое нападение 30 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Несколько разрывов бомб вблизи от бортов эсминца. Доложено о нарушениях в работе машины правого борта. Выведено из строя рулевое управление.
12.50. Пятое и, как оказалось, последнее нападение 16 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Снова несколько разрывов бомб недалеко от бортов. Нарушения в работе обеих машин.
Так как я каждое мгновение ожидаю нового нападения, а механизмы довольно сильно повреждены, приказываю направить корабль к виднеющемуся на востоке побережью.
13.15. Обе машины из-за отказа масляных насосов, и вызванного этим перегрева подшипников валов, вышли из строя. Корабль теряет ход. Предварительно приказываю подобрать с воды людей на спасательные плоты. Набирается около 60 человек.
Около 15 часов. Подходит госпитальное судно «Aquileia». Шлюпки с него подбирают людей со спасательных плотов, а также забирают семь раненных матросов с эсминца.
15.55. Три парусно-моторных судна рядом с «Hermes». С двух из них приняты буксирные концы. Медленно приближаемся к берегу. Около 16.20 подходит буксир «Carthago» и корабль охраны гавани «Hermes». «Carthago» передает нам на носовую часть буксир, и примерно в 17.55 корпус эсминца касается грунта совсем рядом с берегом. Мы закрепляемся на месте якорями и начинаем переправлять на берег оставшихся солдат, примерно 150 человек с вооружением и снабжением. Моторно-парусные суда доставят их в La Goulette.»
Так описывает капитан 2-го ранга Речель последний поход эсминца. Он рассчитывал позже отбуксировать эсминец в La Goulette, но метеорологическая обстановка – ветер около 8 баллов - не позволяла сделать это в течение 1 мая. Следовало ожидать налета бомбардировщиков на якорную стоянку, что и произошло – 15 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern) атаковали корабль 1 мая, еще три атаки имели место в течение 2 мая – с 11 часов дня до вечерних сумерек.
Примерно в 20.30 к эсминцу подошел буксир «Carthago», и «Hermes» наконец снялся с якоря. «Carthago», с его 600 силами, буксировал эсминец со скоростью не более 3 узлов. Поэтому только около 01.30 эсминец смог стать на якорь на восточной части рейда La Goulette. Никто из находящихся на борту эсминца не рассчитывал уже вернуться в Европу на своем тяжело поврежденном корабле. Итальянский «Leone Pancaldo» не пережил этого похода. «Hermes» в тяжелых боях сбил не менее восьми истребителей-бомбардировщиков, а также одного бомбардировщика «Manchester». Следует отметить, что зенитная артиллерия эсминца хорошо показала себя во всех, даже самых трудных обстоятельствах. Впоследствии один из начальников противовоздушной обороны Туниса сообщил, что в атаках на «Hermes», «Leone Pancaldo» и шедший после них в Тунис «Lampo» участвовали приблизительно 800 (!) самолетов противника. «Leone Pancaldo» и «Lampo» были потоплены в результате бомбовых попаданий. «Hermes» сумел увернуться от всех бомб, сброшенных на него, но, тем не менее, из-за близких разрывов, получил настолько серьезные повреждения, что в конце концов лишился управления и хода.

 
Британский эсминец «Haydon» атакует немецкую подводную лодку
7 мая капитан 2-го ранга Речель получил приказ затопить «Hermes». Примерно в 08.10 он сообщил об этом экипажу. В 08.32 прозвучал первый взрыв в носовой части, затем была взорвана средняя часть, а потом корма. Первоначально эсминец стал медленно погружаться на ровном киле, но примерно в 09.10 он лег на правый борт, а в 09.25 перевернулся и лег бортом на дно. Своим корпусом корабль, примерно на метр выступавший из воды, перегородил вход в порт по всей ширине. После этого Речель сообщил немецкому морскому командованию в Италии и в Главный морской штаб (ОКМ): «Согласно приказу затопил эсминец «Hermes»!»
Капитан 2-го ранга Речель заканчивает свои воспоминания: «Так окончилась карьера эсминца «Hermes». Все мои мысли остаются с моим верным экипажем, главным образом, с теми сто двадцатью из него, которые должны были остаться в Тунисе».
Для немецкого флота эсминец «Hermes» интересен еще и тем, что оба офицера, командовавшие им во время войны, стали кавалерами Рыцарского креста (Ritterkreuz).
Капитан 1-го ранга Йоханссон был награжден им 7 декабря 1942 года, когда он уже командовал эсминцем «Hermes». Правда, он был удостоен этой награды, как указывалось в наградном листе, за заслуги в период командования эсминцем «Erich Steinbrinck» – с июня 1938-го по январь 1942 года.
Капитан 2-го ранга Курт Речель (Fregatten-kapitan Kurt Rechel) был представлен к награждению крестом 8 мая 1943 года – на следующий день после гибели эсминца «Hermes».


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу: "10-я флотилия миноносцев в Лигурийском и Тирренском морях"


  • Страница создана Николаем Печуконис в августе 2006 года.

    Hosted by uCoz