Briz SPb

Военно-морские силы России и СССР Справочные сведения и статьи о флоте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   СЕКЦИЯ   ЛЮБИТЕЛЕЙ   ИСТОРИИ   ФЛОТА
"БРИЗ - СПб"



Николай ГОЛИЦИН


Cтатья была опубликована в сборнике "Бриз"# 14 в апреле 1997 года
Использованы фотоиллюстрации из выпуска "Морская коллекция" (1998/06), сборников "Warship" и ежегодников "Jane's Fighting Ships"




ЛИДЕР ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ “БАКУ”


ПРОЕКТА “38”




Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу: Несветаев Л.С.     СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИДЕРОВ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ПРОЕКТА “38” НА АМУРСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ



ПРЕДПОСЫЛКИ К НАЧАЛУ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЛИДЕРОВ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ПРОЕКТА “38”

Как известно, 1-я кораблестроительная программа, принятая Советом Труда и Обороны (СТО) в декабре 1926 года и положившая начало советскому периоду военного кораблестроения, не предусматривала обновления миноносных сил флота. Однако уже в 1928 году, в связи с переходом советской промышленности на 5-летние планы развития, программа в рабочем порядке была пересмотрена и увеличена. В новом виде (1929 года) она включала, в числе прочих, эскадренные миноносцы. Тактико-техническое задание на проектирование эсминцев проекта “1” было утверждено 1 ноября 1928 года (в 1933 году они были переклассифицированы в лидеры эсминцев). Проектирование велось в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством главного конструктора В.А.Никитина. Предполагалось построить три таких корабля.
13 июня 1930 года Начальник Штаба РККА Б.М.Шапошников представил в Реввоенсовет доклад “Об уточнении 5-летнего плана строительства РККА”, в котором в числе прочих рассматривались вопросы дальнейшего развития морских сил (как известно, отдельный Наркомат ВМФ был организован только в декабре 1937 года, поэтому делами флота в то время занималось командование РККА). В докладе обосновывалась необходимость строительства большего числа новых эскадренных миноносцев, так как числившиеся в то время в советском флоте “Новики” уже не отвечали всем требованиям, предъявляемым к этому классу кораблей. И когда 11 июля 1933 года постановлением СТО была утверждена новая программа кораблестроения, включавшая 50 кораблей класса эсминцев (в том числе еще три лидера улучшенного проекта), на стапелях верфей уже находились три лидера проекта “1”, заложенные осенью 1932 года.
Сложные технические задачи, поставленные перед судостроителями, не позволили полностью выполнить программу. В течение 2-й пятилетки (1933-1937 годы) в строй вступил только один лидер “Ленинград”. Строительство остальных было перенесено на последующие годы. В связи с невыполнением планов кораблестроения, принятая программа была существенно откорректирована различными дополнениями и постановлениями, одно из которых напрямую повлияло на судьбу лидеров проекта “38”.
В 1932 году Япония начала агрессию против Китая и приблизилась к советским границам. В связи с этим правительство СССР приняло решение о создании Тихоокеанского флота, основу которого должны были составить уже существующие Морские силы Дальнего Востока, а также большое число новых кораблей. Было принято новое “Дополнение к 2-й кораблестроительной программе”, в соответствии с которым часть кораблей, строившихся ранее для других флотов, было решено посекционно перевезти на вновь строящийся в Комсомольске-на-Амуре судостроительный завод для последующей сборки их там. Достроечные работы предполагалось выполнять во Владивостоке. В число этих кораблей попали и серийные лидеры “Киев” (позже “Баку”) и “Тбилиси” проекта “38”, строившиеся для Черноморского флота. Головной “Минск” строился в Ленинграде и остался на Балтике.
Тактико-техническое задание для проектирования лидера проекта “38” были определены Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (НИВК) на основе требований флота. Новый проект лидеров разрабатывался в том же ЦКБС-1 на основе предыдущего проекта “1” и, по существу, являлся лишь частичным его улучшением. Главное отличие состояло в наличии кронштейнов гребных валов и более полных обводах кормы, что, по мнению проектантов, могло улучшить мореходные качества и позволило бы уменьшить кавитационные явления. Однако, как показала эксплуатация кораблей, их ожидания не подтвердились.


Тактико-технические характеристики лидеров проекта “38”

  Длина между перпендикулярами   122,0 м
  Длина наибольшая   127,5 м
  Ширина наибольшая   11,7 м
  Водоизмещение полное   2597 т
  Осадка средняя при нормальном водоизмещении   3,57 м
  Осадка в полном грузу   4,10 м
  Котлотурбинная энергетическая установка с эшелонным расположением агрегатов (Агрегаты включали турбины высокого и низкого давления и одноступенчатую зубчатую передачу; ступеней крейсерского и экономического хода не имелось)   3 ГТЗА по 22.000 л.с.
  Количество валов (винтов)   3
  Паровых котлов
      паропроизводительность
      рабочее давление пара
  3 в трех котельных отделениях
      по 139 т./ч.
      21,5 кг/кв.см
  Скорость полного хода   40 узлов
  Запас топлива   600 т
  Расход топлива на полном ходу   1,150 кг/л.с. в час
  Расход топлива на экономическом ходу   0,433 кг/л.с. в час
  Дальность плавания   2100 (20) миль
  Электро-энергетическая установка:
      напряжение сети постоянного тока
      турбогенераторы
      дизель-генераторы
 
      110 В
      3 по 50 кВт
      2 по 30 кВт
  Автономность по запасам   10 суток
  АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
  130-мм/50-калиб. орудий “Б-13-11с”
        максимальная дальность стрельбы
        максимальная скорострельность
        масса снаряда
        начальная скорость снаряда
     5
    25,4 км
    10 выстр./мин.
    33,4 кг
    870 м/сек.
  76,2-мм/55-калиб. зенитных орудий “34.К”
        максимальная дальность стрельбы
        максимальная скорострельность
    ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЙ СНАРЯД
        масса снаряда
        досягаемость по высоте
        начальная скорость снаряда
    ЗЕНИТНЫЙ СНАРЯД
        масса снаряда
        начальная скорость снаряда
   2
    13,0 км
    20 выстр./мин.

    6,95 кг
    9,8 м
    801 м/сек.

    6,61 кг
    813 м/сек.
  45-мм/46-калиб. полуавтоматических зенитных пушки “21.К”
        максимальная дальность стрельбы
        досягаемость по высоте
        макс. скорострельность
        масса снаряда
        начальная скорость снаряда
      2
    9,2 км
    5,0 км
    30 выстр./мин.
    1,41 кг
    970 м/сек.
  37-мм/67,5-калиб. автоматов “70.К”
        максимальная дальность стрельбы
        досягаемость по высоте
        максимальная скорострельность
/        масса снаряда
        начальная скорость снаряда  
      10
        8,1 км
        6,3 км
        150-180 выстр./мин.
        0,758 и 0,732 кг
        880 м./сек.
  12,7-мм зенитных пулемета   4
  ДРУГОЕ ВООРУЖЕНИЕ
  счетверенных аппарата для 533-мм торпед   2
  кормовых бомбосбрасывателя   2
  мин “М.1926” на минных рельсах   76
  паравана-охранителя “К-1”   2
  Комплекты дымовой аппаратуры   1
  СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
  Два катера и два 6-весельных яла  
  Экипаж   343



БОЕВЫЕ ВЫХОДЫ ЛИДЕРА “БАКУ” ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

14 октября 1942 года - “Баку”, “Разумный” и “Разъяренный” прибыли в Ваенгу с Тихого океана. Сразу корабли были поставлены в док, с корпусов сняли противоледовую “шубу”, проложили по палубе петли размагничивающей обмотки. Одновременно было усилено зенитное и противолодочное вооружение.
17 ноября 1942 года - “Баку” вышел в море для прикрытия конвоя “QP-15”, вышедшего из Архангельска, однако сильный шторм и полученные повреждения вынудили лидер 22 ноября вернуться в базу. Поход выявил необходимость подкрепления корпуса.
20-21 января 1943 года - “Баку” и “Разумный” вышли на перехват немецкого конвоя, вышедшего из Тромсе.
2-3 февраля 1943 года - “Баку” встречал и сопровождал союзные транспорты, шедшие из Молотовска в Кольский залив.
27-28 марта 1943 года - “Баку”, “Грозный” и “Громкий” участвовали в набеговой операции на коммуникации противника под флагом командующего СФ вице-адмирала А.Г.Головко.
30-31 марта 1943 года - “Баку”, “Грозный” и “Громкий” участвовали в набеговой операции на коммуникации противника.

15 мая 1943 года - “Баку” ходил в охранении конвоя, следовавшего из Кольского залива в Архангельск.

18-20 июня 1943 года - “Баку” выходил в охранение арктического конвоя. 20-го вышел из состава конвоя и прибыл в Йокангу, а 22-го пришел в Архангельск.
29 июня 1943 года - “Баку” участвовал в охранении арктического конвоя, вышедшего из Молотовска.
15-17 августа 1943 года - “Баку” ходил в охранении конвоя “БК-14” из Архангельска в Кольский залив.
16-18 ноября 1943 года - “Баку” с другими кораблями осуществлял прикрытие перехода конвоя “АБ-55” из Мурманска в Архангельск.

24-26 августа 1944 года - “Баку” встречал и сопровождал союзный конвой “JW-59”.

25-26 октября 1944 года - “Баку” и три эсминца под флагом контр-адмирала В.А.Фокина вышли для обстрела береговых целей и гавани порта Варде. Одновременно корабли произвели поиск кораблей противника у Тана-фьорда.
28 октября 1944 года - “Баку” встречал и сопровождал конвой “JW-61”.
6-8 декабря 1944 года - “Баку” встречал и сопровождал конвой “JW-62”, после чего принял участие в противолодочной поисковой операции.
1-2 января 1945 года - “Баку” охранял советский транспорт “Тбилиси”, поврежденный немецкой подлодкой у мыса Олений.
3-5 января 1945 года - “Баку” участвовал в охранении конвоя “БК-41”, следовавшего из Молотовска в Мурманск.
7-9 января 1945 года - “Баку” сопровождал беломорскую группу конвоя “JW-63”.
16-18 января 1945 года - “Баку” сопровождал конвой “КБ-1” из Кольского залива в Молотовск.


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу: Несветаев Л.С.     СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИДЕРОВ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ПРОЕКТА “38” НА АМУРСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ


  • Страница создана Николаем Печуконис в мае 2008 года.
    Hosted by uCoz