Военно-морские силы России и СССР Справочные сведения и статьи о флоте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   СЕКЦИЯ   ЛЮБИТЕЛЕЙ   ИСТОРИИ   ФЛОТА
"БРИЗ - СПб"



Подготовку материала для печати выполнил Печуконис Н. И.
Использовались авторские переводы Виталия Полуяна

Статья была опубликована в сборнике "Бриз" # 2 в июле 1995 года



ФРАНЦУЗСКИЕ ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ В 1910-1968 ГОДАХ


Предисловие


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу: Часть 1 - ПЕРВЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ДРЕДНОУТЫ - ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "COURBET"


Предисловие

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ФРАНЦУЗСКИХ ДРЕДНОУТОВ

БРОНЕНОСЦЫ ТИПА "DANTON"

По отношению к небольшим 15 000-тонным линкорам типа "Patrie", развитие этого класса кораблей означало увеличение водоизмещения у следующих за ними линкоров типа "Danton", причем рост водоизмещения был достаточно велик. Прирост водоизмещения был использован для усиления мощи главной артиллерии при лишь незначительном увеличении скорости.

 
Уже в 1904 году во Франции предлагалось строительство кораблей по принципу "All big gun battleships". (Были предложения строительства одного типа кораблей с двадцатью 240 мм орудиями и 21-22 узловой скоростью, и другого типа водоизмещением 18 000 тонн, с шестнадцатью 274 мм орудиями и 20,25 узловой скоростью, с броневым поясом толщиной 220-130 мм и защитой главной артиллерии 300 мм (см. "Nauticus" 1905, стр. 98). Однако на такой шаг французские адмиралы еще не могли решиться и избрали наряду с непременными четырьмя 305 мм орудиями еще и двенадцать 240 мм орудий в качестве промежуточной артиллерии.
Строительство началось по финансовой программе 1906 бюджетного года. Стоимость каждого корабля 55 млн. франков.

Верфи-строители и построечные даты

КорабльВерфь -строительЗаложен на стапелеСпущен на водуГотовность
"Danton""Arsenale de Brest" Брест10.01.190804.07.0901.06.11
"Condorcet""Ateliers & Chantiers de la Loire" Сен-Назер23.08.190720.04.0925.07.11
"Diderot""Ateliers & Chantiers de la Loire" Сен-Назер20.10.190719.04.0901.08.11
"Voltaire""Forges & Chantiers de la Mediterranee" Ла Сейн20.07.190716.01.0901.08.11
"Vergniaud""Forges & Chantiers de la Gironde" Бордо.11.190712.04.1022.09.11
"Mirabeau""Arsenale le Lorient" Лориан04.05.190828.10.0901.08.11


ТАКТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размерения
Водоизмещение стандартное
Водоизмещение на испытаниях
Водоизмещение полное
17 597 т
18 400 т
19 450 т
Длина по КВЛ
Длина наибольшая
Ширина наибольшая
Осадка при стандартном водоизмещении
144,9 м
146,6 м
25,6 м
9,2 м
Бронирование
Общий вес брони4950 ts
Борт
Противоминная переборка
Верхняя броневая палуба
Нижняя броневая палуба
Барбеты башен главного калибра
Лоб башен главного калибра
Барбеты башен среднего калибра
Лоб башен среднего калибра
Казематы противоминного калибра
Носовая боевая рубка
150 - 270 - 150 мм
45 мм
48 мм
45 мм
280 мм
300 мм
220 мм
220 мм
без броневой защиты
300 мм
Силовая установка и ходовые качества
Паровые турбины Parsons
Изготовлены заводами "Penhoet" (для "Condorcet", "Diderot", "Mirabeau") и "F.& Ch. de la Mediterranee" (для "Danton", "Voltaire", "Vergniaud")
26 водотрубных угольных котлов
системы Niclausse (на "Condorcet", "Diderot", "Vergniaud") и Belleville (на "Danton", "Voltaire", "Mirabeau")
Руль1
Винты4
Мощность механизмов по проекту
Скорость контрактная
Мощность механизмов на испытаниях
Скорость на испытаниях
22 500 SHP
19,25 узлов
16 558 SHP
20,2 узлов
Запас угля нормальный
Запас угля полный
Дальность плавания на полном запасе топлива

при скорости 10 узлов
при скорости 18 узлов
965 т
2027 т

3370 миль
1750 миль
Вооружение
Главный калибр в 2 башнях в оконечностях
Средний калибр в 6 башнях побортно
Противоминный калибр в казематах и открыто на палубах
установлены во время войны по 2 на крышах башен СК
Торпедные аппараты
4 - 305 мм/45
12 - 240 мм/45
16 - 75 мм/65 и 10 - 47 мм
12 - 75 мм
2 - 450 мм
Экипаж
По штату мирного времени921 чел.


СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ

"Condorcet" и "Voltaire" были модернизированы в 1923-1924, "Diderot" в 1925. Они получили улучшенную ПТЗ. Примерно с тех же пор на части кораблей убрали грот-мачты.
"Condorcet" как учебный торпедный корабль нес временно на ВП несколько ТА, однако зато не имел 75 мм зениток.
"Danton" - 19.3.1917 в западном Средиземноморье (к югу от Сардинии) потоплен торпедой германской подводной лодки U-64.
"Condorcet" - в 1931 году исключен из списков. С тех пор корабль числился при торпедной школе, затем был переклассифицирован в несамоходный блокшив, затем использовался как плавучая казарма. 27.11.1942 в Тулоне поврежден взрывом, но плавучесть сохранил. Временно использовался германским флотом в качестве плавучей казармы. В августе 1944 года во время авианалета союзников тяжело поврежден и затонул на мелководье. 14.12.1945 поднят. В 1947 году исключен из списков и до 1959 года разобран на металл.
"Diderot" - в 1936 году исключен из списков. В 1937 году разобран на металл.
"Voltaire" - 20.10.1918 в Эгейском море в районе Leros'a тяжело поврежден от подрыва на мине. В 1935 году исключен из списков флота. В 1939 году разобран.
"Mirabeau" - 13.2.1919 выскочил на мель у побережья Крыма. В апреле 1919 года снят с мели после облегчения, когда были убраны носовая 305 мм башня с батареями, а также бортовая броня. В 1921 и 1922 годах использован как корабль-цель.
"Vergniaud" - 16.8.1914 в Адриатике участвовал в бою с австрийским крейсером "Zenta". 01.9.1914 обстреливал Cattaro. С февраля по сентябрь 1919 года был привлечен для интервенции против большевиков в Черном море. С 01.10.1919 находился в резерве. 27.10.1921 исключен из списков и до 1926 года использовался как испытательный объект для взрывных и других опытов. 27.11.1928 продан на слом. В 1929 году разобран на металл.


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу: Часть 1 - ПЕРВЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ДРЕДНОУТЫ - ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "COURBET"


  • Страница создана Николаем Печуконис в ноябре 2005 года.
  • Последнее обновление

  • Hosted by uCoz