Военно-морские силы России и СССР Справочные сведения и статьи о флоте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   СЕКЦИЯ   ЛЮБИТЕЛЕЙ   ИСТОРИИ   ФЛОТА
"БРИЗ - СПб"



Печуконис Н. И.

Статья была опубликована в сборнике "Бриз" # 4 в июле 1995 года



Корабль японского императорского флота "KONGO"


( 1912 - 1944 )


Вернуться на страницу:ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу:Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть вторая


Часть первая

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА

БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ПОСЛЕ 1905 ГОДА --
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЯПОНСКИХ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ

Японцы могли быть довольны итогами русско-японской войны 1904-1905 годов - и первая, и вторая русские тихоокеанские эскадры были полностью разгромлены объединенным флотом Японии, ядром которого являлись шесть эскадренных броненосцев и шесть броненосных крейсеров. Эти корабли мало чем отличались от своих собратьев в других флотах мира того времени. Японские броненосные крейсера, как и многие подобные корабли в других странах, имели высокую огневую мощь, хорошую защиту (хотя она и была слабее, чем у броненосцев) и относительно невысокую скорость (по сравнению с броненосцами они давали больше на два узла). Позднее эта разница была учтена в требованиях к линейным крейсерам и стала более заметна, чем в период русско-японской войны.
В русско-японской войне броненосные крейсера использовались японцами для поддержки эскадренных броненосцев в многочисленных столкновениях с русским флотом. Имея превосходство в скорости японские корабли получили возможность занять и более выгодные позиции для боя. Их победа у Порт-Артура и в Цусимском сражении привела не только к уничтожению русских морских сил на Дальнем Востоке, но, в конечном итоге, и к полному разгрому русского Балтийского флота.
Основываясь на опыте войны, руководство японского флота планировало вооружить свои линейные корабли более тяжелой артиллерией и обеспечить им более высокую скорость хода, нежели аналогичные по классу корабли вероятных противников. Появление таких линейных кораблей требовало и создания более мощных броненосных крейсеров, могущих действовать совместно с ними.
Корабли основных классов, участвовавшие в русско-японской войне, были построены на зарубежных верфях. Японская промышленность в то время еще не была способна создавать корабли большого водоизмещения. Однако все возрастающие потребности и накопление передовой технологии судостроения привели к началу строительства крупных боевых кораблей на собственных верфях еще во время войны. Первые два (броненосные крейсеры "Tsukuba" и однотипный "Ikoma") были закончены соответственно в 1907 и 1908 годах. "Tsukuba" был вооружен четырьмя 305-мм./45-калиберными орудиями в двух двухорудийных башнях и, таким образом, его главный калибр был эквивалентен орудийной мощи эскадренных броненосцев того времени. В конечном итоге этот корабль стал предшественником будущих японских линейных крейсеров.
Вслед за этой парой последовали два эскадренных броненосца - "Satsuma" и "Aki" и два броненосных крейсера - "Ibuki" и "Kurama", также построенные на японских верфях. "Ibuki" и "Kurama" были закончены соответственно в 1908 и 1911 годах, и стали улучшенной версией крейсера "Tsukuba". В дополнение к четырем 305-мм.орудиям в двух башнях, они несли восемь 203-мм.орудий в качестве средней артиллерии. "Ibuki" был первым кораблем японского флота с паровыми турбинами, показав на испытаниях 22,5 узла и опередив на два узла своего собрата. Таким образом он проложил дорогу к будущему увеличению скорости крупных японских боевых кораблей.
Однако превосходство, которое имели новейшие японские броненосные крейсера, над своими собратьями, построенными в других странах до и после войны, было одним махом уничтожено появлением поистине революционного корабля - линейного крейсера "Invincible". Изучение проектов кораблей, созданных в британском флоте после войны, в большей степени, чем в японском, показывает, кому было труднее отказываться от старых стереотипов.
Японский флот вступал в тяжелый период соперничества в силе и мощи с британским и немецким флотами.


ПРОЕКТЫ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ --
ГОНКА БОЛЬШИХ КАЛИБРОВ КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Чтобы превзойти линейные крейсера типа "Invincible", японцы мобилизовали весь свой кораблестроительный опыт и создали кадровый конструкторский состав из наиболее опытных специалистов. Прежде, чем они приняли окончательное решение, было рассмотрено не менее 30 набросков и эскизов, подробности о которых никогда еще не были опубликованы.
Прежде чем достоверная информация об "Invincible" достигла Японии, руководство флота выдало требование на разработку проекта аналогичного корабля со следующими характеристиками, из которых можно понять - в какой степени были верны концепции, заложенные в японский проект линейного крейсера.
Водоизмещение
Длина
Ширина
Осадка
Мощность механизмов
Скорость
Артиллерия
Торпедные аппараты
Пояс по ватерлинии
Палуба
18.650 тонн
164,89 м (541')
24,38 м (80')
8,04 м (26'5")
44.000 в.л.с.
25 узлов
4 - 305-мм/45; 8 - 254-мм; 10 - 120-мм и 8 мелких орудий
5
177 мм (7")
050 мм (2")
В новом проекте главный калибр соответствовал информации об "Invincible", имевшейся у японцев к тому времени. Они считали, что именно такую артиллерию будет иметь первый английский линейный крейсер. Но когда ошибка стала очевидной - "Invincible" и серийные корабли, в том числе и "Indefatigable" с улучшенным расположением башен, стали вступать в строй британского флота - японское адмиралтейство потребовало срочного изменения проекта, разместив десять 305-мм./50-калиберных орудий. Детали нового проекта остались неизвестны, но основные элементы включали в себя следующие характеристики:
Водоизмещение
Длина
Ширина
Осадка
Мощность механизмов
Скорость
Артиллерия
Торпедные аппараты
18.725 тонн
150,87 м (485'5")
25,11 м (82'5")
8,34 м (27'5")
44.000 в.л.с.
26,5 узлов
10 - 305-мм/50; 10 - 152-мм/45; более 4 - 120-мм
5 - 457-мм


ПЕРВЫЕ ПРОРАБОТКИ ПРОЕКТА КРЕЙСЕРОВ ТИПА "KONGO"

Начав работы над собственными линейными крейсерами Япония сосредоточила основное внимание на главной артиллерии. Первоначальный план размещения башен главного калибра на новом проекте был подобен немецкому линейному крейсеру "Moltke" - одна 2-хорудийная башня в носовой части корабля, две 2-хорудийные башни в корме и две поэшелонно в средней части корпуса. Позднее проект был пересмотрен - в носу и в корме разместили по две 2-хорудийные башни и одну в середине корабля. Такое размещение главной артиллерии и легло в основу проекта будущего "Kongo".
Однако японцев ожидал неприятный сюрприз. В 1909 году, вскоре после того, как чертежи и спецификации "Kongo" были утверждены и изготовлены, выделены необходимые средства для постройки, британский флот начал постройку линейного крейсера "Lion" и трех однотипных ему кораблей. В сравнении с ними японский проект выглядел весьма скромно, и в результате флот страны восходящего солнца вновь оказался в роли отстающего. Японцы были вынуждены вносить новые изменения в конструктивный план "Kongo", а также искать сотрудничество с англичанами в переработке проекта. В итоге водоизмещение выросло до 27.000 тонн, а проект получил обозначение "Улучшенный тип "Lion".
Немаловажную роль в судьбе корабля сыграл союзный договор, заключенный между Японией и Великобританией еще в начале века. В соответствии с ним Лондон оказывал немалое содействие своему азиатскому партнеру во всех областях промышленности, включая строительство флота. Благодаря этому японский императорский флот утвердился как постоянный клиент ведущих кораблестроительных фирм Англии еще задолго до начала русско-японской войны. Прекрасно понимая, что создание такого гиганта как "Kongo" пока что не под силу японским верфям, британские заводчики, страстно желая получить новый заказ, наперебой предлагали свои услуги.
Фирма "Vickers", строившая "Princess Royal" - второй корабль типа "Lion",- предложила японскому флоту новый проект на базе "Lion". Другой проект предложила фирма "Armstrong", у которой уже был опыт постройки кораблей для императорского флота.
После некоторых колебаний японцы решили отдать предпочтение проекту Сэра Джорджа Тэрстона (Sir George Thurston) из фирмы "Vickers Ltd" - впоследствии главного конструктора линейного крейсера "Tiger". Передавая фирме заказ на постройку "Kongo", японский флот не без основания надеялся получить последние достижения британской кораблестроительной технологии, производства машин и артиллерии, после чего внедрить все это в Японии. Контракт с "Vickers" был заключен 17 октября 1912 года, но уже в ближайшее время после выдачи заказа "Vickers" среди руководства японского флота разгорелась дискуссия по вопросу - какой калибр главной артиллерии избрать для "Kongo". Основной вопрос звучал так: "Должен ли он нести 305-мм орудия или большие по калибру?" Аргументы сторонников 305-мм калибра оказались более весомыми и было принято решение остановиться именно на нем.
Однако сюрпризы для японцев на этом не закончились. Благодаря весьма дружественным отношениям во время англо-японского союза, военно-морской атташе Японии в Лондоне получил строго-служебную информацию о результатах испытаний английской тяжелой артиллерии и живучести стволов. Согласно этим данным 305-мм орудия имели более низкую живучесть и скорострельность нежели 343-мм установки, которые намечались в качестве главного калибра для новых линкоров и линейных крейсеров, запланированных к постройке британским адмиралтейством.
Получив эту, неожиданную для себя, информацию японский флот резко изменил свое решение и поставил вопрос об установке на новых крейсерах 356-мм орудий. Поскольку этот калибр явился в то время передовым он вряд ли мог быть под силу японским инженерам, поэтому фирма "Vickers" получил еще и задание на создание прототипа таких орудий. Опытный образец был изготовлен и прошел испытания на британском полигоне в Шибурнессе в марте 1911 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и после этого "Kongo", наконец, обрел свою артиллерию.
Такое решение для японцев оказалось очень кстати, так как вскоре после того, как оно было принято появились данные о том, что американский флот так же планирует установить на новых дредноутах "New-York" и "Texas" 356-мм орудия. Японцы с удовлетворением отметили, что на данном этапе они не оказались в роли отстающих.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА "KONGO"


КОРПУС

Основной проект "Kongo" отвечал требованиям японского флота и был согласован с проектом "Vickers" - "усовершенствованный "Lion", причем проект в немалой степени считался и достижением японских инженеров, так как разработка его была проведена в Морском Техническом департаменте Японии.
Водоизмещение нормальное
Водоизмещение стандартное
Водоизмещение полное
Длина максимальная
Длина по ватерлинии
Ширина наибольшая
Осадка максимальная
27.500 тонн
26.330 тонн
27.900 тонн
215,18 м
212,14 м
28,04 м
8,24 м
Результатом всех усовершенствований стало увеличение водоизмещения до 27.500 тонн - на 1000 тонн больше, чем у "Lion", и на 6500 тонн больше, чем у строившихся в то время на японских верфях линкоров "Kavachi" и "Settsu".
Корпус "Kongo" был весьма схож с корпусом "Lion", однако носовая оконечность японского корабля заканчивалась форштевнем клиперного типа. Большим, чем на британских кораблях был и развал бортов, что соответствовало правилам японского флота применять при постройке наилучшие из возможных решений для обеспечения высокой мореходности. В дополнение к этому, подводная часть форштевня "Kongo" была сделана прямой в отличие от высовывающейся вперед на "Lion". Это уменьшило длину японского крейсера почти на 1,5 метра, в то время как ширина его оказалась на 1,65 метра больше, чем у британского собрата. Большая ширина определялась иным расположением котлов и механизмов, о чем будет сказано ниже.
Корабль имел треногие фок-мачту и грот-мачту, причем расположение фок-мачты оказалось лучше, нежели на "Lion", и тем не менее это не спасало мостик "Kongo" от задымления и теплового воздействия газов из дымовых труб.


ВООРУЖЕНИЕ

Четыре 2-орудийные башни (на "Kongo" и "Hiei" они были выполнены многогранными, на "Haruna" и "Kirishima" - округленными) с 356-мм/45-калиберными орудиями, с наибольшим углом возвышения 25 градусов, размещались все в диаметральной плоскости корабля - две в носовой части, одна за третьей дымовой трубой и одна в корме. Причем средняя башня располагалась между котельными и машинными отделениями. Английский "Lion", как известно, также имел четыре башни со сходным расположением - две в носовой части, одна между второй и третьей дымовыми трубами и одна в корме. Различие заключалось в том, что на "Lion" третья башня разбивала котельные отделения на две группы: одна в носовой части корабля и две в корме. Это привело к тому, что сама башня располагалась между дымовыми трубами и в результате этого углы ее обстрела были ограничены, а пороховые газы при выстрелах наносили серьезные повреждения надстройкам. Определенные неудобства создавало на "Lion" и расположение катеров и шлюпок двумя группами в носовой и кормовой частях корабля, вызванное этими же обстоятельствами.
Для достижения высокой скорости новые линейные крейсера нуждались в достаточно объемных помещениях в средней части корпуса для установки котлов и машин. На "Lion" отдать наиболее широкую среднюю часть корабля для котлов (наиболее громоздкая часть машинной установки) было весьма затруднительно поскольку требовалось выделить еще и место для размещения артиллерийских погребов средней башни.
"Kongo" же имел расположение третьей башни между машинными и котельными отделениями, и, таким образом, все три дымовые трубы были сконцентрированы в одном месте. Следовательно, он имел и гораздо большие углы обстрела для орудий третье башни. Такое расположение орудий главного калибра и несомненные его преимущества, послужило причиной изменения первоначального проекта при постройке британского линейного крейсера "Tiger". Однако, следствием этого, стала большая ширина корабля по сравнению с "Lion".
Таким образом, стремление японского военно-морского руководства устанавливать на своих линкорах наибольшую из существующих калибров артиллерию, проявившееся впервые при разработке проекта "Kongo", привело впоследствии к появлению "Nagato", а через четверть века и "Yamato", и, в конце концов, подчеркнуло превосходство японского флота в этом вопросе над другими флотами.
Интересной особенностью японских крейсеров, и в то же время существенным для них недостатком, было отсутствие командно-дальномерного поста (на момент вступления в строй), хотя многие корабли других флотов мира имели такие приборы значительно раньше.
В качестве вспомогательного калибра "Kongo" японцы выбрали шестнадцать 152-мм орудий с наибольшим углом возвышения 15 градусов, и размещением их в казематах - японцы сочли, что принятые в английском флоте 102-мм.пушки, были недостаточно эффективны для отражения атак неприятельских миноносцев, размеры которых росли вместе с ростом дредноутов. Позднее британский флот также перешел на 152-мм орудия.
Дополняли противоминную артиллерию шестнадцать 76-мм/40-калиберных пушек, установленные на "Kongo" частью поверх башен главного калибра (по две пушки на каждой из четырех башен) и частью побортно в средней части корабля на открытой палубе поверх батареи. Интересно отметить, что три однотипных с "Kongo" крейсера имели только по восемь таких пушек, установленных побортно на палубе - от их установки на крышах башен отказались.
Имелось также на каждом из этих крейсеров по семь пулеметов на специальных лафетах.
Все эти пушки и пулеметы были сняты с кораблей в 1918 году.
По сравнению с "Lion", имевшим два 533-мм торпедных аппарата, на "Kongo" явно было сильнее и торпедное вооружение - он имел восемь торпедных аппаратов такого же калибра.


БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА "KONGO"

Уменьшив толщину броневого пояса по ватерлинии на 1 дюйм (25,4 мм) по сравнению с "Lion" японские конструкторы надеялись компенсировать это ослабление брони увеличением дальности огневого контакта с неприятелем. По их расчетам снаряды противника при этом должны были попадать в броню "Kongo" под большими углами встречи, чем когда-либо ранее.
Главный броневой пояс "Kongo" имел толщину плит по ватерлинии 203 мм. Выше главного пояса борт прикрывался 152-мм броней, причем плиты верхнего пояса доходили до верхней палубы, прикрывая в том числе и батарею противоминного калибра.
Толстая часть главного броневого пояса занимала среднюю часть корабля в пределах барбетов концевых орудийных башен. Далее пояс продолжался к оконечностям, лишь немного не доходя до штевней. Эта часть пояса уменьшалась в толщине до 76 мм. Высота плит пояса составляла 3,8 м, распределяясь примерно одинаково выше и ниже ватерлинии. В пределах толстой части пояса ниже главного пояса был устроен узкий (всего 0,65 м) дополнительный пояс толщиной 76 мм.
Верхний пояс прикрывал среднюю часть корпуса в районе батареи. Промежуток борта выше главного пояса между кормовыми башнями позади батареи броней не прикрывался.
Главный пояс замыкался по краям броневыми переборками, причем носовая была сделана траверзной (то есть под прямым углом к диаметрали) и имела толщину 152-127 мм. Кормовая переборка, начинаясь от толстой части пояса в корме шла к диаметрали под углом, смыкаясь позади кормового барбета. Она имела толщину 203-152 мм. Носовая и кормовая 76-мм части пояса по ватерлинии также оканчивались броневыми переборками такой же толщины.
Верхний пояс тоже имел траверзные переборки. Носовая толщиной 254-152 мм в районе барбета первой башни и кормовая толщиной 152 мм позади барбета третьей (возвышенной кормовой) башни.
Такие важные районы корабля, как артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения прикрывались 19-мм плитами, настеленными по нижней палубе. Кроме того, их защиту дополняли 38-мм плиты верхней броневой палубы. Подобная защита считалась нормальной для линейных крейсеров в то время, но позднее такое бронирование обнаружило свою слабость против авиабомб и снарядов попадающих в палубу с большой высоты.
Следует отметить, что до настоящего времени так и не опубликовано абсолютно достоверных данных о первоначальном палубном бронировании "Kongo". Так, например, "Jane's", Brassey и Watts указывают толщину главной палубы в 2,75" (60 мм), а Breyer говорит о 2" (51 мм). Сейчас, основываясь на сравнении "Kongo" с "Lion" и "Tiger" многие зарубежные специалисты считают, что данные, сообщенные Chihaya и Abe, наиболее вероятны.
Вызывают споры и сообщаемые иногда толщины брони барбетов. Говоря о толщине плит в 229 мм (9") они не уточняют какому уровню палубы они соответствовали. Можно предполагать, что толщина барбетов 229 мм (по "Jane's", Breyer и Oscar Parkes - 254 мм (10") соответствует уровню выше верхней бронированной палубы (у Chihaya и Abe она соответствует палубе над батареей). Ниже толщина плит барбетов вряд ли превышала 63-76 мм (2,5"-3"). Представленная схема бронирования основана на сообщениях Chihaya и Abe.
Помещение привода рулевого управления имело отдельную защиту, представленную 25,4-мм и 38-мм броневыми палубными плитами.
Плиты барбетов башен главного калибра и самих башен имели толщину 229 мм. Крыши башен имели толщину 76,2 мм. Защита орудийных башен в целом была мощнее, чем на "Lion", но в общем слабое бронирования линейных крейсеров оказалась присущим и для "Kongo".


ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главные механизмы "Kongo" включали четыре паровые турбины "Parsons" общей мощностью 64.000 SHP. Они вращали четыре винта. Пар для турбин вырабатывали 36 котлов "Yarrow" смешанного отопления. Имея такую энергетическую установку "Kongo" был способен развить ход в 27,5 узлов. Наибольший запас топлива составлял 4200 тонн угля и 1000 тонн мазута, что давало дальность плавания в 8000 миль на экономической 14-узловой скорости.
Корабль имел два параллельных руля.


СТРОИТЕЛЬСТВО "KONGO"

Киль "Kongo" был заложен 17 января 1911 года на стапеле верфи "Vickers" в Барроу. В это время на верфи полным ходом шло строительство "Princess Royal" - второго корабля типа "Lion", который был спущен на воду три месяца спустя после закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Kongo" был спущен на воду и в течение нескольких месяцев достраивался борт о борт с "Princess Royal". Однако строительство японского крейсера шло даже быстрее, чем английского и уже через десять месяцев после передачи британского корабля флоту - 16 августа 1913 года был достроен и передан заказчику и японский линейный крейсер. Достройка "Kongo" прошла ровно, без препятствий, отчасти и потому, что японские морские офицеры принимали участие в достроечных работах на "Princess Royal".
Сразу же после передачи японской стороне, "Kongo" перешел в Плимут, где был подготовлен к дальнейшему переходу на родину. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября того же года прибыл в Йокосуку значительно усилив боевую мощь японского флота.
"Kongo" стал последним японским крупным боевым кораблем, построенным за пределами Японии и головным в серии из четырех линейных крейсеров, три из которых строились на японских верфях, причем "Hiei" строился на казенной верфи в Йокосуке, а "Haruna" и "Kirishima" были построены частными заводами - первый в Кобе на верфи "Kawasaki", а второй - фирмой "Mitsubishi" в Нагасаки.
КорабльЗаложенСпущен на водуПринят в казну
"Kongo"
"Hiei"
"Haruna"
"Kirishima"
17.1.1911
4.11.1911
16.3.1912
17.3.1912
18.05.1912
21.11.1912
14.12.1913
01.12.1913
16.08.1913
21.11.1914
19.04.1915
19.04.1915


Вернуться на страницу:ГЛАВНАЯ
Перейти на страницу:Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть вторая


  • Страница создана Николаем Печуконис в июле 2005 года.
  • Последнее обновление

  • Hosted by uCoz