Военно-морские силы России и СССР Справочные сведения и статьи о флоте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   СЕКЦИЯ   ЛЮБИТЕЛЕЙ   ИСТОРИИ   ФЛОТА
"БРИЗ - СПб"



Печуконис Н. И.

Статья была опубликована в сборнике "Бриз" № 4 в июле 1995 года



Корабль японского императорского флота "KONGO"


( 1912 - 1944 )


Вернуться на страницу:      ГЛАВНАЯ
Вернуться на страницу:      Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть первая
Перейти на страницу:      Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть третья


Часть вторая

В БОЕВОМ СТРОЮ. СЛУЖБА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД


"KONGO" В БОЕВОМ СТРОЮ

Вскоре после ввода корабля в строй началась первая мировая война, в которой Япония выступила на стороне противников Германии. 26 августа "Kongo" вышел в море из Йокосуки и направился в центральную часть Тихого океана для экскортных операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно в Йокосуку. Этот поход стал наиболее значительным событием в жизни корабля на протяжении всей войны. Больше он не принимал активного участия в боевых действиях.
Несколько позднее - в разгар войны - британский флот предложил своему азиатскому коллеге передать ему в аренду все четыре линейных крейсера типа "Kongo", однако достичь соглашения не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность была бы достигнута, то исход Ютландского сражения мог бы быть совсем иным.
В ходе войны на "Kongo" были осуществлены некоторые усовершенствования. В 1917 году на марсе фок-мачты наконец установили командно-дальномерный пост, для чего марс расширили на 0,6 метра и увеличили в длину почти на метр. Тогда же между передними дымовыми трубами установили площадку для 110-см боевых прожекторов. В следующем 1918 году установленные ранее четыре 80-мм /40-калиберных зенитных орудия старой модели заменили на такое же количество новых, такого же калибра, установив их по два на каждый борт. Правда, некоторые источники (в частности, Breyer, Jentsura) указывают, что четыре 80-мм зенитные пушки были установлены только в 1923 году.
Несмотря на то, что расположение первой дымовой трубы на "Kongo" было улучшено по сравнению с "Lion", она тем не менее не полностью отводила в стороны дым и газы, а поскольку все три трубы имели одинаковую высоту, да и размещены были между собой достаточно близко, мостик сильно задымлялся. В 1920 году для исправления этого недостатка первую трубу увеличили по высоте, но поскольку и такой шаг оказался недостаточным на срезе передней трубы устроили специальный козырек. Следует отметить, что трубы одинаковой высоты были установлены только на "Kongo". На трех других однотипных крейсерах изначально носовая труба была примерно на два метра выше остальных. Это же сделали вскоре и на "Kongo".
В 1921 году корабль получил авиационное вооружение - теперь он нес на борту один гидросамолет.
В 1924 году на крейсере началось увеличение носовой надстройки, которое впредь будет продолжаться в течение всей службы корабля и в конечном итоге приведет к появлению характерной для японских кораблей надстройки-"пагоды". На марсе фок-мачты были смонтированы дополнительные посты управления артиллерийским огнем, а также площадки с поисковыми прожекторами, не уступавшими по своим характеристикам лучшим зарубежным образцам.
Вслед за этой переделкой последовали работы по увеличению угла возвышения 356-мм орудий. максимальный угол был увеличен с 25 до 33 градусов, в результате чего дальность стрельбы возросла с 25.800 метров до почти 29.000 метров. В 1926 году были добавлены три 80-мм зенитные пушки и их общее число достигло семи. Из трех последних две были установлены по бортам в средней части корабля и одно на кормовом мостике.
В 1927 году носовая надстройка "Kongo" была сильно увеличена (и теперь, по-существу, превратилась в "пагоду"), подобно тому, как это было сделано на "Nagato" для удобства размещения систем управления огнем и другого оборудования, которого с каждым годом становилось все больше и больше.
В 1928 году в экспериментальных целях для предохранения дымохода от попадания воды на верхушке второй трубы установили козырек расширенной формы. После частичного усовершенствования такой козырек позднее широко применялся в японском флоте. В том же году на "Kongo" убрали противоторпедные сети, полностью отказавшись от их использования. Интересно отметить, что в других флотах (например, германском, английском) от сетей отказались гораздо раньше.


ПЕРВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ ТИПА "KONGO"

В конце 20-х годов японский флот начал модернизацию линейных крейсеров типа "Kongo". Основной целью модернизации было усиление защиты кораблей, включая установку противоторпедных наделок, а также усовершенствование энергетической установки.
Первым кораблем этого типа, прошедшим реконструкцию стал "Haruna", за ним последовал "Kirishima". Последним на модернизацию отправили "Kongo". Четвертый корабль этого типа "Hiei" в соответствии с Вашингтонским соглашением был переделан во вспомогательный корабль. Работы на "Kongo" начались в сентябре 1929 года и завершились 31 марта 1931 года.
В результате модернизации водоизмещение "Kongo" возросло с 26.300 тонн до 29.300 тонн (дальнейшее увеличение лимитировалось Вашингтонским морским соглашением). Из-за наделки булей увеличилась ширина и, вместе с тем, незначительно снизилась скорость (приблизительно до 26 узлов). После переделки корабли типа "Kongo" были переклассифицированы из линейных крейсеров в линейные корабли, но как показало время на этом их переделки не закончились.
Горизонтальная броневая защита "Kongo" была усилена с той целью, чтобы она могла противостоять попаданиям 356-мм снарядов на боевых дистанциях 20.000 - 25.000 метров. Защита над погребами и машинными отделениями состояла теперь из 63,5 - 102-мм броневых плит, поставленных в дополнение к 19-мм плитам.
Для усиления бронирования погребов барбеты орудий главного калибра под средней палубой также были усилены за счет установки 76-мм плит в дополнение к уже имеющимся 63,5-мм и 76-мм плитам.
Крыши башен главного калибра усиливались добавлением 76-мм плит поверх уже имеющихся 76-мм.
Дополнительную броневую защиту для усиления броневой палубы составили 165-мм плиты вокруг оснований дымовых труб, 178-мм плиты вокруг вентиляционных шахт котельных отделений и 102-127-мм плиты у вентиляционных шахт машинных отделений и подъемников боезапаса в башнях.
Вертикальное бронирование бортов и переборок не изменялось.
В целях обеспечения "Kongo" улучшенной подводной защитой его артиллерийские погреба и машинные отделения укрывались броней с таким расчетом чтобы данная защита была способна противостоять взрыву 200-кг заряду. Для этого вдоль бортов - внутри или прямо поверх обшивки корпуса навешивалось от трех до четырех слоев 25,4-мм плит из высокопрочной стали "HT" (High Tensile steel). В районе котельных отделений устанавливалась подводная защита из продольных переборок толщиной 76 мм.
Помимо этого борта "Kongo" были оборудованы булями с целью увеличения живучести, а также создания дополнительного запаса плавучести. Внутри були заполнялись водонепроницаемыми стальными трубами, предназначенными для погашения энергии подводного взрыва. Окончательная доработка булей была завершена на "Kongo" накануне начала второй мировой войны.
Силовая установка "Kongo" также подвергалась значительным изменениям. 36 котлов "Yarrow" смешанного отопления были заменены шестью котлами типа "РО" системы Морского Технического департамента со смешанным отоплением большой паропроизводительности и четырьмя котлами нефтяного отопления меньшей производительности. Ряд источников, в частности, Breyer и некоторые другие источники сообщает, что было установлено шесть угольных и десять нефтяных котлов. Новая котельная установка позволяла механизмам развить мощность 64.000 SHP, а корабль достигал скорости 25,9 узлов.
Запас жидкого топлива соответственно возрос с 1000 тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн до 2661 тонн. Естественно, выросла и дальность плавания - с 8000 миль до 9500 миль на 14 узловой скорости.
Замена котлов привела к уменьшению количества продуктов сгорания, и в итоге стало возможным демонтировать одну дымовую трубу. Уменьшились и объемы помещений занятые новыми котлами. Таким образом, после переделок "Kongo" обрел своеобразный двухтрубный силуэт.
Максимальный угол возвышения орудий главного калибра довели с 33 до 43 градусов, увеличив таким образом дальность стрельбы до 33.000 метров. Такое увеличение для 356-мм орудий дало возможность "Kongo" вести бой в одной линии с линкорами типа "Nagato", вооруженными 406-мм пушками. С изменением систем управления огнем перестраивается и модернизируется пагодообразная надстройка, обрастая все новыми приборами управления стрельбой.
Одновременно были улучшены условия базирования на корабле гидросамолетов, предназначенных для ведения дальней морской разведки. Свободное пространство между третьей и четвертой орудийными башнями приспособили для размещения трех гидросамолетов типа "14". Катапульта при этом не устанавливалась.
Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы. Интересно отметить, что единственной причиной снятия группы торпедных аппаратов было то, что их использованию мешали пристроенные к борту були. В это время японское командование ни в коей мере не отказывалось от доктрины использования торпедного оружия на крупных боевых кораблях.
Была реконструирована система вентиляции внутренних помещений корабля.


НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕД ВТОРОЙ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ

Несмотря на крупномасштабную реконструкцию, "Kongo" в процессе службы продолжал совершенствоваться с целью не отстать от быстрого развития морских вооружений и новых технологий в мировом кораблестроении. Через год после первой модернизации - в 1932 году - на борту "Kongo" установили три больших 150-см прожектора, задачей которых было увеличение боеспособности в ночных операциях. Почти одновременно одинарные 80-мм зенитки заменили на восемь 127-мм орудий, размещенных в четырех спаренных установках - по две на борт.
В начале 1933 года на корабле установили четыре 40-мм зенитных автомата (две спаренные установки) и смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов.
В течение следующего года старые стволы 356-мм орудий, впервые с момента вступления в строй заменили на новые, тогда же среди боеприпасов появились бронебойные снаряды типа "92". Все три гидросамолета типа "14" заменили на три типа "90". Усовершенствованная аппаратура связи и наблюдения сделала ненужными высокие мачты, которые к тому же демаскировали корабль позволяя обнаружить его на большой дистанции, поэтому грот-мачту уменьшили по высоте.
В дополнение к защитному вооружению на "Kongo" установили две счетверенных установки 13-мм зенитных пулеметов.


ВТОРАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА "KONGO"

Причины, вызвавшие вторую модернизацию линкоров типа "Kongo", были обычными для всех флотов того времени - корабли были достаточно стары и требовали усовершенствований. Но, помимо этого, конкретно для этих кораблей имелись и другие соображения, вызвавшие необходимость новых изменений. Поскольку по условиям Вашингтонского договора достичь паритета в линейных силах с основными противниками на Тихом океане - США и Великобританией - не удалось японский флот традиционно придавал большое значение ночным боевым операциям накануне генерального сражения. Используя подобную тактику, руководство флота намеревалось торпедными атаками эсминцев вывести из строя линейные корабли неприятеля с тем, чтобы нейтрализовать превосходство противника в артиллерии перед решительным боем. Для выполнения этого замысла требовалось прорвать внешнее оборонительное кольцо кораблей, прикрывающих главные силы противника.
Линейные крейсера типа "Kongo" (теперь уже линейные корабли) были идеальными кораблями для выполнения этой тактической задачи, обладая высокой скоростью, практически не уступающей скорости эскадренных миноносцев и легких крейсеров. На них возлагалось совместно с легкими силами уничтожение тяжелых крейсеров с тем, чтобы обеспечить прорыв эсминцев сквозь эскортное кольцо. Исходя из этого требовалось увеличить скорость кораблей типа "Kongo" до 30 узлов.
Программа модернизации началась с линкора "Haruna" в 1933 году. После него приступили к перестройке "Kirishima", а затем наступила очередь "Kongo". Работы на нем начались 1 июня 1935 года на военно-морской верфи в Йокосуке и завершились 8 января 1937 года. Максимальная скорость усовершенствованного "Kongo" выросла до 30 узлов. После окончания работ эти корабли классифицировались как быстроходные линкоры.


РАСКЛАДКА ВЕСОВ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Корпус
Бронирование
Вооружение
Энергетическая установка
Снаряжение, топливо
13.439 т
10.313 т
5.133 т
2.929 т
4.375 т
37,0 %
28,4 %
14,2 %
8,1 %
12,3 %
Наибольшее водоизмещение36.189 т100 %
Поскольку основной целью второй модернизации было увеличение скорости, прежняя механическая установка была полностью заменена. Старые котлы на "Kongo" заменили восемью котлами нефтяного отопления типа "Kampon" с большей паропроизводительностью. Каждый из них был размещен в отдельном водонепроницаемом отсеке. Четыре паровые турбины "Parsons" прямого действия заменили на четыре турбозубчатых агрегата, разработанных Морским Техническим департаментом с общей мощностью 136.000 SHP, более чем вдвое превысив прежнюю мощность 64.000 SHP.
Запас топлива составил 6000 тонн мазута, размещенного в новых нефтяных цистернах. Их размещение потребовало частичных переделок корпуса, но в то же время большие запасы топлива дали и прирост дальности плавания с 9500 миль 14 узловым ходом до 10.000 миль 18 узловым.
Для уменьшения пропульсивного сопротивления корма "Kongo" была удлинена на 7,6 метра, а общая длина корабля достигла 219,4 метра. Ширина же осталась неизменной. Водоизмещение увеличилось с 31.780 тонн до 36.610 тонн. При этом осадка возросла с 8,6 до 9,7 метра.
Во время второй модернизации значительные изменения претерпело вооружение "Kongo". Углы возвышения 152-мм орудий были увеличены с 15 до 30 градусов, что естественно увеличило дальность их стрельбы. Но для достижения этого основания орудий в казематах были приподняты.
Спаренные 40-мм автоматы заменили на десять спаренных 25-мм автоматов.
Для компенсации возросшего в ходе реконструкции веса из носового каземата удалили два 152-мм орудия, а также все торпедные аппараты.
Значительной переделке подвергли фок-мачту "Kongo", причем особое внимание уделялось улучшению размещения систем управления огнем главной артиллерии и оборудования для ночных боевых действий. На марсе фок-мачты установили 10-метровый дальномер, а различные посты наблюдения, управления стрельбой, определения курса и скорости противника, посты наблюдения и управления прожекторными установками разместили внутри надстройки. Поскольку большинство этого "хозяйства" требовало больших открытых секторов обзора, фок-мачта приобрела очень сложный вид и весьма внушительные размеры.
Подверглась изменениям и грот-мачта. В нижней ее части установили второй командно-дальномерный пост, а для увеличения боеспособности в ночных условиях на платформе вокруг первой дымовой трубы смонтировали шесть 110-см прожекторов.
Важной особенностью второй модернизации "Kongo" стало совершенствование систем борьбы за живучесть. По обоим бортам корабля оборудовали систему быстрого контрзатопления состоящую из 20 отсеков и систему нормального затопления из 26 отсеков вместимостью 500 и 1500 тонн соответственно. Посредством затопления первой группы отсеков крен корабля уменьшался на 5,5 градусов, а при затоплении второй группы отсеков крен уменьшался на 7,7 градусов.
После завершения второй модернизации "Kongo" принимал активное участие в многочисленных маневрах объединенного флота в составе соединения "Sentai-1", в состав которого входили однотипные корабли.
Конец 30-х годов характеризовался значительным ростом международной напряженности, поэтому на "Kongo" время от времени велись частичные доработки в преддверии предстоящих морских баталий. В 1939 году пост управления системы ПВО был перенесен на верхушку мачты-"пагоды".
В начале 1941 года провели усиление бронирования барбетов башен. Усиление бронирования проводилось на уровне палубы батареи. Конкретные работы и новая толщина бронирования точно не известны. Достоверно только, что вес брони на корабле увеличился на 419 тонн и достиг 10.732 тонны. Одновременно в самих башнях было установлено оборудование экстренного пожаротушения. Осенью того же года провели размагничивание корпуса "Kongo".
Несмотря на то, что защита корабля модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20.000 до 25.000 метров, следует признать, что такое бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом "Kongo", поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момента вступления корабля в строй.
В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод: бронирование "Kongo" может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции. Такое заключение полностью подтвердилось в ноябре 1942 года во время одного из боев у Гуадалканала, когда однотипный "Kongo" линейный корабль "Kirishima" был потоплен огнем американских линейных кораблей "Washington" и "South Dakota", несших 406-мм орудия.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА "KONGO"


По готовностиПосле первой модернизацииПосле второй модернизации
Ввод в стройавгуст 1913 г.март 1931 г.январь 1937 г.
Водоизмещение нормальное
Водоизмещение стандартное
Водоизмещение полное
Длина наибольшая
Длина по ватерлинии
Ширина
Осадка наибольшая
27.500 т
26.330 т
27.900 т
215,18 м
212,14 м
28,04 м
8,24 м
-
29.330 т
31.788 т
215,18 м
212,14 м
29,33 м
8,54 м
-
32.156 т
36.610 т
222,50 м
219,45 м
29,33 м
9,47 м
Отопление котлов
Котлов
Механизмы
Винтов
Мощность наибольшая
Скорость
Дальность плавания
Топливо (уголь + мазут)
смешанное
36 "Yarrow"
4 ПТ "Parsons"
4
64.000 SHP
27,5 узлов
8000 (14) миль
4200 + 1000 т
смешанное
6 уг.+ 4 нефт.
4 ПТ "Parsons"
4
64.000 SHP
28,9 узлов
9600 (14) миль
2661 + 3292 т
нефтяное
8 нефтяных
ТЗА
4
136.000 SHP
30,3 узла
10.000 (18) миль
6330 т мазута
8 356-мм/45-кал.орудий
16 152-мм/50-кал.орудий
Зенитная артиллерия
Зенитные автоматы
Торпедные аппараты
Гидросамолеты
+ 25 град.
+ 15 град.
-
-
8 ТА
отсутствуют
+ 43 град.
+ 15 град.
7 - 80-мм/40-кал.
-
4 ТА
3
+ 43 град.
14 орудий; + 30 град.
8 - 127-мм стволов
20 - 25-мм стволов
сняты
3
Офицеры + матросы1221 (*)69+1118 (*)78+1364 (*)
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ(**)
Броневая защита
Вооружение
Энергетическая установка

6502 т
3812 т
4750 т

10.478 т (*)
3962 т
3943 т

10.311 т
5443 т
2737 т
* - Данные приведены по кораблю "Haruna", однотипном с "Kongo".
** - Таблица составлена по сведениям Chihaya и Abe. По другим данным вес бронирования для "Kongo" соответственно составлял 6502 т, 10.313 т и 10.732 т.


Вернуться на страницу:      ГЛАВНАЯ
Вернуться на страницу:      Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть первая
Перейти на страницу:      Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть третья


  • Страница создана Николаем Печуконис в июле 2005 года.
  • Последнее обновление

  • Hosted by uCoz