Военно-морские силы России и СССР Справочные сведения и статьи о флоте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   СЕКЦИЯ   ЛЮБИТЕЛЕЙ   ИСТОРИИ   ФЛОТА
"БРИЗ - СПб"



Печуконис Н. И.

Статья была опубликована в сборнике "Бриз" № 4 в июле 1995 года



Корабль японского императорского флота "KONGO"


( 1912 - 1944 )


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Вернуться на страницу: Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть вторая


Часть третья

В БОЕВОМ СТРОЮ. "РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ" ВОЙНЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ВОЙНЫ

Со вступлением Японии в войну в декабре 1941 года четыре быстроходных линкора типа "Kongo" оказались весьма полезными для флота кораблями. В то время как другие линкоры объединенного флота тщетно ожидали во внутреннем море момента, когда же можно будет вступить в решающее сражение с американским противником (а шанс этот так и не представился), "Kongo" и его собратья выполняли самые разнообразные боевые задания.
Именно эти четыре линкора принимали самое активное участие в боевых действиях не только в начальном периоде войны, но и в течение всех четырех лет боевых действий. В конечном итоге они и стали главными "рабочими лошадками" среди линейного флота японской империи. Имея подавляющее преимущество в скоростных качествах, благодаря отличной мобильности, они, образно говоря, на всех парах пронеслись через запад, юг и восток, выполняя многочисленные приказы командования. И можно лишь с небольшим преувеличением сказать, что не будь в составе японского флота этих кораблей, и без того неважные дела, обстояли бы еще хуже.
В самом начале войны "Kirishima" и "Hiei" приняли участие в самой первой и самой знаменитой операции японского флота - нападении на Пирл-Харбор. В это же время "Kongo" и "Haruna" были переброшены в Южно-Китайское море и стали единственными линкорами в составе южных морских сил вторжения. Их главной задачей было осуществление поддержки японских экспедиционных сил при высадке в Малайе - одной из основных целей Японии в войне. Получив известие о том, что в Сингапур прибыли английские линкор "Prince of Wales" и линейный крейсер "Repulse", японцы поставили перед собой задачу: разыскать противника и навязать им артиллерийский поединок - тем самым устранить возможную помеху задуманным планам, ибо в противном случае реальность высадки войск, а значит и вся цель командования в этой военной кампании была бы под большой угрозой. Однако, мощные корабли англичан, не получив соответствующей воздушной поддержки, были потоплены японской морской авиацией берегового базирования.
В последующий период корабли типа "Kongo" участвовали в стремительной операции по высадке десантов на Британское Борнео и в Голландской восточной Индии. В конце февраля - начале марта 1942 года линкоры действовали совместно с авианосцами для прикрытия высадки десанта на юге острова Ява. Во время этой операции "Kongo" сделал свои первые выстрелы в этой войне, уничтожая артиллерийским огнем береговые объекты союзников на острове Рождества в Индийском океане.
1 марта 1942 года однотипные "Hiei" и "Kirishima" в стычке с британскими эскадренными миноносцами показали весьма печальные результаты в артиллерийской стрельбе. Открыв огонь из своих 356-мм орудий они выпустили по противнику соответственно 210 и 87 снарядов, но не добились ни одного попадания. Этот инцидент вызвал серьезные размышления среди артиллерийских специалистов по поводу эффективности стрельбы из орудий главного калибра.
В конце марта вся четверка кораблей типа "Kongo" покинули бухту Стерлинг на острове Целебес и в составе мощного оперативного авианосного соединения начали новую операцию в Индийском океане, в ходе которой был совершен рейд на Коломбо и Тринкомали на острове Цейлон и были потоплены британские авианосец "Hermes" и два тяжелых крейсера "Cornwall" и "Dorsetshire". После завершения операции линкоры вернулись в Японию.
После небольшой передышки все четыре корабля типа "Kongo" в составе объединенного флота приняли участие в операции по захвату атолла Мидуэй в 1942 года. "Kongo" и "Haruna" вошли в состав главных сил вторжения, а "Hiei" и "Kirishima" - в состав оперативного авианосного соединения. Однако военное счастье и боги отвернулись от японцев: авианосное соединение попало под удар авиации американского флота и в результате четыре лучших японских авианосца были потоплены бомбами американских палубных самолетов. Для линкоров типа "Kongo" все обошлось благополучно: они избежали повреждений и вернулись в Метрополию.
Поражение под Мидуэй изменило ход войны в неблагоприятную для японцев сторону. Императорский флот, имевший до этого инициативу, отказался от наступательных действий и перешел к обороне. Неожиданная высадка американских войск на Гуадалканале запоздало подключила к ведению боевых действий японскую армию. Командование не колеблясь бросило в бой крупные силы авиации, армии и флота: бои за остров шли днем и ночью - ожесточенное сражение развернулось на суше, в воздухе и на море.


БОИ ЗА СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА

Линкоры типа "Kongo" также приняли участие в боях, развернувшихся вокруг "кровавого острова", их действия в водах Гуадалканала можно отметить как наиболее активные для кораблей этого класса. Попытки японцев усилить оборону острова путем доставки войсковых подразделений морем были по сути дела сведены на нет американской авиацией, поэтому командование флотом приняло решение хотя бы на время вывести из строя взлетно-посадочные полосы противника. Для достижения этой цели японский флот решил использовать 356-мм орудия быстроходных линкоров типа "Kongo". Они должны были обстрелять главным калибром аэродром Хендерсон ночью, а затем на высокой скорости выйти из зоны действий американской авиации, прежде чем последняя успеет их атаковать. В условиях господства неприятеля в воздухе, операция представлялась весьма рискованной - рискованной еще и потому, что линкорам предстояло действовать в одиночку, без собственного воздушного прикрытия.
В середине октября 1942 года, накануне переброски крупных японских сил на остров, для осуществления задуманного рейда, были привлечены "Kongo" и "Haruna". В ночь на 13 октября эти корабли на высокой скорости вошли в прибрежные воды и в течение часа вели огонь главным калибром по аэродрому Хендерсон. Результат обстрела главным калибром и воздействия 920-ти выпущенных снарядов оказался даже более эффективным, чем ожидалось: большая часть аэродрома была разрушена, а приблизительно 2/3 из 80 самолетов были уничтожены. Эта операция стала одной из самых ярких страниц в биографии "Kongo".
Несмотря на переход Японии к обороне, императорский флот оставался по прежнему силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу. Ожесточенные схватки происходили на море между японскими и американскими соединениями. 26 октября 1942 года, менее чем через две недели после успешного рейда к Гуадалканалу у Соломоновых островов произошло сражение между авианосными соединениями противников. Японцам удалось потопить американский авианосец "Hornet" и нанести тяжелые повреждения авианосцу "Enterprise", не потеряв при этом ни одного своего корабля. Разделенные на две группы "Kongo" и "Haruna" в первой, "Hiei" и "Kirishima" во второй, корабли типа "Kongo" также приняли участие в этом сражении.
Между тем оперативная обстановка вокруг Гуадалканала вопреки всем усилиям японского командования восстановить свое положение на "кровавом острове", продолжала ухудшаться. Была запланирована очередная высадка на остров крупных подкреплений с тем, чтобы повернуть ход событий в пользу японской стороны, но для этого требовалось хотя бы частично снизить эффективность американской авиации в небе над островами, поэтому накануне проведения десантной операции "Hiei" и "Kirishima" получили приказ в очередной раз обстрелять аэродром Хендерсон. Однако на этот раз судьба не была столь благосклонна к японцам, нежели ранее к их однотипным собратьям. Когда ночью 12 ноября оба линкора вошли в прибрежные воды Гуадалканала, они неожиданно натолкнулись на американские корабли. "Hiei" - флагманский корабль японского ударного соединения, попал под сосредоточенный огонь неприятельских тяжелых крейсеров. Бронирование его башен, погребов, машинных и котельных отделений выдержали попадания американских снарядов, но случайный 203-мм снаряд, угодивший в рулевое управление стал для корабля роковым. Линкор вышел из строя в зоне действия американской авиации и с рассветом стал объектом авиационных атак, которые длились весь день. "Hiei" получил несколько попаданий бомб и торпед, однако оставался на плаву. Видя, что спасти неуправляемый линкор не удастся, командованием было принято решение затопить "Hiei", и с наступлением темноты он был добит торпедами своих же кораблей. "Hiei" стал первым японским линкором, потопленным в этой войне.
Ночью 13 ноября два тяжелых и один легкий крейсеры обстреливали аэродром Хендерсон, но безуспешно. Следующей ночью попытку обстрела аэродрома предприняли "Kirishima" (который в бою 12 ноября не получил повреждений), а также два тяжелых крейсера. Однако в ходе выполнения операции этот отряд столкнулся с американской эскадрой, включавшей в себя линейные корабли "Washington" и "South Dakota". Произошло первое боевое столкновение между линкорами обеих сторон. "Kirishima" оказался не в состоянии противостоять новым 406-мм орудиям американских кораблей, и, после того, как в него попало более шести 406-мм снарядов, пошел на дно.
В итоге этих операций японцы не смогли доставить на остров подкрепления, и дела их в этом районе пошли все хуже и хуже. Эти неудачи стали поворотной точкой в боях за остров. В конце года японское командование отказалось от попыток усилить группировку своих войск на Гуадалканале. Обе стороны, изнуренные длительной и упорной борьбой, приступили к перестановке сил - наступило временное затишье.
"Kongo" и "Haruna" вместе с другими кораблями в начале 1943 года вернулись в Метрополию для спешного ремонта и осмотра, поскольку не проходили докования с осени 1941 года. В это время на кораблях провели ряд модернизационных работ, главные из которых заключались в следующем:
- По бортам были установлены две спаренные 127-мм зенитные установки. Их общее количество увеличилось до двенадцати стволов.
- Установив десять спаренных 25-мм зенитных автоматов увеличили их количество до четырнадцати. А вскоре число автоматов этого калибра достигло 34.
- На надстройке-"пагоде" установили радары и их антенны: радар типа "21"- для обнаружения воздушных целей и радар типа "22" для обнаружения надводных целей.
- Принимая во внимание, что причиной гибели в ноябре 1942 года "Hiei" стало попадание неприятельских снарядов в рулевое отделение, усилили защиту кораблей в этом районе - прежнее рулевое отделение было разделено переборкой на два отсека, в одном из которых размещались механизмы привода руля, а в другом находился баллер руля. Каждый из отсеков был защищен толстым слоем бетона, способного выдержать попадание 203-мм снаряда. Кроме этого, для подстраховки гидравлического привода руля, был смонтирован дизель-привод, на случай выхода гидравлики из строя, а также комплект домкратов мощностью в 50 тонн на каждом борту - для поворота руля в случае его заклинивания.
- Для компенсации возросшего водоизмещения в результате отмеченных выше переделок на линкоре демонтировали шесть 152-мм орудий.


ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВОЙНЫ

Поскольку главные силы японского флота в течение 1943 года оставались в относительном бездействии, восстанавливающие свою мощь "Kongo" и "Haruna" в боях не участвовали. К 1944 году американское командование разработало план прорыва через цепочку островов в центральной части Тихого океана. Считая такие действия американцев очевидными, японское руководство поставило задачу воспрепятствовать замыслам противника, бросив в бой все наличные воздушные и морские силы.
Карты были раскрыты в середине июня 1944 года, когда американцы высадились на один из Марианских островов - Сайпан. Несмотря на то, что японские авиация и флот сражались с редким упорством и решимостью, сражение закончилось их полным поражением. Мощными американскими авианосными соединениями и подводные лодки были потоплены три авианосца и уничтожена большая часть береговой авиации японцев. Соотношение между японским и американским флотами было полностью перечеркнуто, безусловно, не в пользу первого. Остатки императорского флота, включая неповрежденные "Kongo" и "Haruna", в конце июня вернулись в базы.
Немедленно после возвращения домой "Kongo" стал на спешную модернизацию. В дополнение к уже установленным зенитным автоматам были установлены еще 12 строенных и 24 одноствольных автомата, при этом общее их число достигло 94 стволов. На линкоре установили также радар типа "13" для обнаружения воздушных целей, а радар "22" усовершенствовали с тем чтобы его можно было использовать для управления артиллерийским огнем. Все работы велись в лихорадочной спешке, поскольку объектом следующего удара американцев могли стать Филиппины, Формоза, Окинава и собственно Япония - опасность приближалась.
Сразу же по завершении модернизации "Kongo" был направлен на якорную стоянку Линга южнее Сингапура, где начал интенсивные тренировки, готовясь к предстоящим сражениям с противником, причем в ходе боевой подготовки выяснилось, что сделанные усовершенствования радаров управления огнем оказались далеко не идеальными.
Когда в середине октября американцы высадились на остров Лейте на Филиппинских островах, японский флот, отражая вторжение, двинулся с севера и с юга, а береговая авиация совместно с армейской атаковала неприятеля с Филиппин и Формозы. Поскольку японцы были уже не способны к нанесению мощных ударов силами палубной авиации, ставка была сделана на стремительный бросок надводных сил, включая "Kongo" и "Haruna", в направлении на восток через цепочку островов. Тогда как авианосное соединение должно было исполнить роль приманки и привлечь к себе внимание всех неприятельских авианосных групп, отвлекая их от главных сил флота. Такая неординарная тактика принесла определенный успех. Когда надводные силы японцев ранним утром 25 октября 1944 года, двигаясь на восток, прошли через цепочку островов, то оказались внутри боевого порядка неприятельской авианосной группы, которую японцы так давно мечтали уничтожить. Однако, хотя японцы и определили американские авианосцы как тяжелые, на самом деле перед ними оказались эскортные авианосцы американского флота.
В ходе последовавшего в море Самар сражения японцы атаковали неприятеля. Используя свою высокую скорость, "Kongo" и "Haruna" переместились в авангард эскадры для того, чтобы ввести в бой свои 356-мм орудия. Впервые за время войны эта пара кораблей открыла огонь своим главным калибром по кораблям противника.
Потопив один эскортный авианосец и один эсминец, японцы и сами понесли ощутимые потери, но для "Kongo" бой сложился без каких-либо серьезных последствий. Несмотря на отчаянную борьбу, императорский флот не только не остановил вторжения американцев на остров Лейте, но, к тому же, понес невосполнимые потери. Большая часть остатков японского флота вернулась в бухту Брунея на острове Борнео.
Поскольку из-за роста интенсивности налетов американской авиации бухта Брунея перестала быть местом безопасного базирования японского флота, командование приняло решение возвратить остатки флота небольшими группами домой. Kongo" и "Haruna" в сопровождении эскорта эсминцев вышли в поход в Японию, но для Kongo" этот выход в море оказался последним. В ночь на 21 ноября 1944 года в северной части Формозского пролива "Kongo" был торпедирован американской подводной лодкой "Sealion". В 5.30 21 ноября на корабле прогремел сильный взрыв и "Kongo" навсегда скрылся в волнах.


КОРАБЛИ, ОДНОТИПНЫЕ С "KONGO"

"Hiei" закончен постройкой на Военно-Морской верфи в Йокосуке 4 августа 1914 года. Корабль построен полностью в Японии, но примерно 30 % строительных материалов заказано за границей. Согласно Лондонскому соглашению переоборудован в учебный линкор на Военно-Морской верфи в Куре. Работы по переоборудованию проводились с сентября 1929 по 31 декабря 1932 года. 26 ноября 1936 года линкор вновь прибыл на ту же верфь для перестройки в быстроходный линкор. С 31 декабря 1939 года корабль в строю действующего флота.
Принимал участие в рейде на Перл-Харбор в 1941 году и операции против Порт-Дарвина в 1942 году, в десантной операции в Голландской восточной Индии. В том же году принял участие в рейде в Индийский океан, а также в операции против Мидуэя. Во второй половине года, осенью, участвовал в ряде столкновений у Гуадалканала. 12 ноября 1942 года в ночном бою с американскими кораблями получил серьезные повреждения и был потоплен торпедами своих же кораблей.
"Haruna" закончен постройкой на "Kawasaki Dock Yard" в Кобе 19 апреля 1915 года. Первая реконструкция корабля проводилась с 1 марта 1924 года до 31 июля 1928 года на Военно-Морской верфи в Йокосуке. Вторично прошел модернизацию на Военно-Морской верфи в Курэ с 1 августа 1933 года по 30 сентября 1934 года.
В ходе Второй мировой войны участвовал в десантной операции в Малайе, на Филиппинах, Британском Борнео и Голландской восточной Индии. Затем рейд в Индийский океан, битва при Мидуэе и ряд морских сражений у Соломоновых островов осенью 1942 года. В июне 1944 года принял участие в сражении в Филиппинском море, а в октябре того же года - в бою в море Самар. Потоплен в Курэ 28 августа 1945 года во время массированных налетов американской авиации 27-28 августа 1945 года.
"Kirishima" закончен постройкой на заводе "Nagasaki Ship Yard" фирмы "Mitsubishi Heavy Indastris" 19 апреля 1915 года. Впервые модернизирован на Военно-Морской верфи в Куре с марта 1927 года по 31 марта 1930 года, а вторично - с 1 июня 1934 года по 8 июня 1936 года на Военно-Морской верфи в Сасебо.
В ходе Второй мировой войны действовал совместно с "Hiei" и, по существу, повторил его путь. Потоплен он был через двое суток после своего напарника - в ночном бою с американскими кораблями у Гуадалканала 14 ноября 1942 года.


Вернуться на страницу: ГЛАВНАЯ
Вернуться на страницу: Линейные крейсеры типа "KONGO" - часть вторая


  • Страница создана Николаем Печуконис в июле 2005 года.
  • Последнее обновление

  • Hosted by uCoz